$73.79 +2.11%
$ 73.77 +0.08
$ 86.85 -0.07

Наталья Комарова: Мы продолжаем за копейки отдавать лесные ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение

10 сентября 2009/ 09:07
Москва. 9 сентября Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выступила на «правительственном часе» по теме: «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений». Наталья Владимировна, в частности, отметила:
- Сегодня регионы обладают беспрецедентной широтой полномочий в лесной сфере, и все мы вправе рассчитывать на то, что такое перераспределение прав и ответственности обеспечит эффективное и комплексное использование лесов, а также сохранение и преумножение лесных богатств.
Соглашусь с позитивными оценками работы, уже проделанной за 2,5 года со дня введения в действие Лесного кодекса.
Тем не менее, анализируя данные, которые получает Комитет по результатам мониторинга за реализацией лесного законодательства, необходимо отметить следующее.
Не буду возвращаться к вопросу о деятельности Правительства Российской Федерации по изданию соответствующих нормативных правовых актов, требующихся в соответствии с Лесным кодексом, т. к. этот вопрос уже обсуждался здесь. В отношении же нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, остановлюсь на тех, которые содержат значительное количество несоответствий и противоречий федеральному законодательству, так как в свою очередь является причиной пороков правоприменительной практики. В этой связи отдельно остановлюсь на ситуации, сложившейся с регулированием законами субъектов Российской Федерации вопросов заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесной кодекс Российской Федерации исходит из того, что при развитии договорных отношений в области использования лесов приоритет имеет аренда. Применение договора купли-продажи лесных насаждений носит ограниченный характер, и Кодекс изначально не предусматривал возможности его использования при заготовке древесины в предпринимательских целях. При этом установлено право субъектов Российской Федерации своими законами установить исключительные случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Субъекты Российской Федерации, определяя данные исключительные случаи, должны были иметь в виду, что Лесной кодекс не возлагает на покупателя лесных насаждений по договору купли-продажи обязанностей по рациональному использованию, охране и защите лесов и не требует составления проекта освоения лесов, в отличие от арендатора лесного участка, который обязан осуществлять указанные действия. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только государственными или муниципальными нуждами.
Большинство субъектов Российской Федерации определили слишком широкий перечень случаев применения указанного договора, разрешив его применение в том числе в коммерческих целях.
Мы располагаем примерами, когда в отдельном субъекте Российской Федерации в 2008 году по результатам аукционов заключено 15 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, в то время как договоров купли-продажи - 1394 с общим объемом изъятия древесины в 7 (!) раз больше, чем по договорам аренды лесных участков.
Названные цифры, нашли подтверждение и в докладах заместителя Министра сельского хозяйства и Руководителя Рослесхоза. Приведенные данные говорят о том, что мы продолжаем за копейки отдавать ресурсы, затрачивая при этом значительные усилия и средства на их восполнение, и ведем себя как временщики, как чужие и даже чуждые по отношению к лесу.
Читать также
Часто такие решения красиво упаковываются: малый бизнес, рабочие места и так далее. Но в данном случае ситуация доступными способами просчитывается: через рост расходов государственного бюджета или, если финансирование не осуществляется, то увеличивается площадь, на которой не осуществляется лесовосстановление, а следовательно, сокращаются запасы; через рост объемов «серых» и «черных» расчетов за лесные насаждения, а, следовательно, снижение налоговых поступлений, через потери из-за невведения новых мощностей по лесопереработке, а, следовательно, сокращение экономической активности, рабочих мест, и снова снижение налогового потенциала.
Полагаем, что субъекты Российской Федерации при должном контроле со стороны уполномоченных в сфере лесных отношений федеральных органов внесут в кратчайшие сроки соответствующие изменения в свои нормативные правовые акты.
И еще один пример. Во многих регионах допускается предоставление для осуществления рекреационной деятельности лесных участков в защитных лесах физическим лицам, которые фактически используют их для личных нужд.
Что касается эффективности использования лесов, поддержу заместителя Министра сельского хозяйства, в докладе которого прозвучал тезис: мы забываем о том, что лес - это не только древесина, но и другие ресурсы, в том числе пищевые и недревесные. От себя добавлю, что в экономическом отношении они не менее привлекательны. Продукция переработки, например, пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной популярностью как на внутреннем, так и на мировом рынке. Однако на сегодняшний день используется этот потенциал недостаточно, хотя правовые возможности для этого созданы лесным законодательством.
Следствием указанной порочной практики становится повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.
Правоприменителями зачастую не учитывается, что лесное законодательство исходит из того, что предоставление лесных участков в аренду возможно исключительно в том случае, если их использование осуществляется в предпринимательских целях, соответственно арендатором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей федеральных органов на необходимость более широкого применения правовых инструментов, предусмотренных Лесным кодексом, для контроля и надзора за исполнением регионами делегированных им полномочий.
Должна прокомментировать предложение о переносе на 2015 год сроков введения государственного кадастрового учета лесных участков.
Мы готовы на решение этой проблемы. Только при этом необходимо учитывать то, что Лесной кодекс Российской Федерации содержит нормы о кадастровом учете в связи с тем, что прежде было решено создавать единую систему регистрации недвижимости и прав на нее.
Поэтому принимая обсуждаемое решение мы должны, во-первых, синхронизировать новые сроки с вышеназванными правовыми нормами и, во-вторых, определить меры и сроки их реализации в установленный переходный период. Иначе, депутатам не одного созыва хватит работы в этом отношении.
В завершение отмечу, что фракция «Единая Россия» продолжит последовательное развитие лесного законодательства, руководствуясь главной задачей - обеспечить комплексное и устойчивое использование лесных ресурсов. Прежде всего, речь идет о введении норм, стимулирующих создание мощностей по глубокой и полной переработке древесины на территории Российской Федерации для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства. Для решения этой задачи сегодня разрабатывается пакет мер, связанных с запретом экспорта «круглого» леса, расширением инструментария государственно-частного партнерства при строительстве лесоперерабатывающих мощностей, а также тарифным, налоговым и бюджетным стимулированием прорывных инновационных проектов в лесной отрасли. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Просмотров 1991
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

22.07.2021
США и Германия заключили сделку по «Северному потоку-2»

22.07.2021 Виктор

Этот Поток у них в горло не лезет,так что они хоть тушкой,хоть чучелкой хотят поперёк него встать!

13.07.2021
Игорь Юшков объяснил, могут ли "Северный поток-2" использовать под водород

13.07.2021 Кириллов Николай Кириллович, 75 лет.

"...Но если рынок появится, то Газпром или какая-то другая компания сможет построить заводы около газопроводов..." Но вы рыночные "монстры", а на нужды жителей России вы плевать хотели, вам бы денег побольше поиметь? Небольшие заводы можно строить для обеспечения собственно российского населения, российской промышленности в небольших объёмах и отрабатывать всяческие технологии, а далее видно будет.

09.07.2021
Минпромторг предлагает направить 127 млрд руб. на локализацию оборудования для СПГ

09.07.2021 Кирюшин Николай Евгеньевич, 47

Здесь не деньги перезаливать и pacпиливать, а нормальные условия в конкурсах отечественным производителям давать надо! Компрессоры и турбодетандеры за последние 10-15 лет закупались по предпоставке и ставились столь сжатые сроки, что ни один отечественный производитель не мог крупный контракт съесть!!! А когда уже все заводы разорились из-за этой гайдаровщины - Минпромторг танцы на костях решил. Устроить. Просто появились недорогие китайские высокобарные компрессоры и турбодетандеры, вот олигархи и дёрнули минпромторг, чтобы тот с ними денежку попилил, а они будут оборудование на свои предприятия закупать, шильдики менять, а деньги на локализацию в оффшор себе выводить!..

30.06.2021
В Тюменской области с 1 июля вырастут цены на газ

30.06.2021 ПЛЕХАНОВ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ 62

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ НАШЕМУ ГАЗПРОМУ ПРОВЕСТИ ГАЗ К КАЖДОМУ ДОМУ НЕОБХОДИМО ПОДНЯТЬ ТАРИФ ДЛЯ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ, И КАК В ТОЙ ПОСЛОВИЦЕ, С МИРУ ПО НИТКЕ ДЛЯ ВСЕХ " ГОЛЫХ" РУБАШКА - А ГДЕ ЖЕ ГОСПРОГРАММА? ДЛЯ НАС РОССИЯН ГАЗ, КАК И В ТУРКМЕНИИ, ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕСПЛАТНЫМ

11.06.2021
Экс-глава Нижневартовска Василий Тихонов сообщил, что проверка в отношении него закончена

12.06.2021 Кузя

Да нет. Проверки только начались. Не всё так однозначно

10.05.2021
Губернатор Югры поручила за четыре дня снизить цены на бензин

08.06.2021 Иванов Иван Иванович, 25

В итого цена выросла почти на 10%

22.09.2020
Газификация регионов: в пилотный список попали лидеры и аутсайдеры

03.06.2021 говорили бесплатно проводит газ до участка . а теперь выделили 15 пилотных регионов .а другим что

говорили бесплатно проводит до участка газ. а теперь опять выходит 15 пилотных регионов. а другие регионы когда

29.05.2021
Губернатор Югры предложила с 2022 года масштабировать НДД на всю нефтяную отрасль

01.06.2021 Стрельников Иван, 40 лет

Больше похоже на чистый пиар перед выборами. Минфин уже опровергает возможность изменения налогообложение нефтегазовой отрасли в ближайшее время.

27.05.2021
Наталья Филина: Только корпорации в состоянии строить безопасные промышленные объекты

01.06.2021 Каприелов Константин Любнардович, к.т.н. 67 лет

И не только экологических. Проблемы с аварийностью на сложных технических объектах могут быть и без ущерба природе, но при этом другие формы ущерба могут быть ещё более значимыми.

25.05.2021
Генадий Шмаль на форуме в Уфе развеял самые популярные мифы о нефти и газе

26.05.2021 Реутова Ольга

Отличное выступление!


^