$114.79 -0.02%
$ 53.77
€ 56.36

Стоимость бензина АИ-92 на бирже достигла максимальных значений

Коммерсант
22 января 2021/ 10:21

Стоимость бензина АИ-92 на бирже достигла максимальных значений за последний год и приближаются к историческому рекорду на фоне роста экспортной альтернативы и снижения отгрузок на внутренний рынок. Минэнерго еще 20 декабря рекомендовало нефтяникам повысить производство и увеличить отгрузки в России. Однако, по мнению экспертов, потенциал повышения цен в оптовом звене почти исчерпан, поскольку они уже приближаются к уровню экспортной альтернативы.

Цены на бензин АИ-92 на СПбМТСБ выросли 21 января до 53,4 тыс. руб. за тонну. Таким образом, его стоимость превысила максимальный уровень лета 2020 года, когда из-за недостатка предложения АИ-92 подорожал до 51,5 тыс. руб. за тонну. Текущие котировки близки к историческому рекорду биржевой цены на АИ-92 (54,9 тыс. руб. за тонну), который был поставлен в мае 2018 года. Цена на АИ-95 21 января превышала 54 тыс. руб. за тонну против прошлогоднего июльского максимума 57,8 тыс. руб. за тонну.

Столь нетипичная для января ситуация происходит на фоне роста экспортной альтернативы из-за снижения экспортной пошлины и роста цен на нефть, а также повышения акцизов. С конца прошлого года нефтекомпании увеличивают экспорт, при этом объем предложения на внутреннем рынке ниже, чем в прошлом году, а запасы бензина упали до минимального за несколько лет уровня (1,2 млн тонн).

В Минэнерго отметили, что в январе 2021 года ожидается отгрузка на внутренний рынок 2,6 млн тонн бензина (на 100 тыс. тонн ниже, чем в 2020-м). «Более низкие отгрузки объясняются пока плавно восстанавливающимся спросом на топливо на фоне ослабления антиковидных ограничений»,— считают в Минэнерго, добавляя, что поставки «полностью удовлетворяют текущий спрос». Одновременно Минэнерго требует от нефтяников увеличить запасы топлива и загрузку НПЗ. В министерстве подчеркивают, что «ситуация находится под постоянным контролем, что позволяет сохранить рост цен на АЗС в пределах инфляции».

По данным Росстата, с начала года бензин подорожал на 0,6%, дизтопливо — на 0,2% при накопленной инфляции 0,6%.

Резкий рост стоимости топлива весной 2018 года потребовал экстренного вмешательства правительства. Тогда оно пошло на регулирование цен сначала в оптовом звене, а потом и в рознице, впервые с 2015 года было скорректировано повышение акцизов, а от нефтекомпаний потребовали ограничить экспорт под угрозой введения заградительной вывозной пошлины.

Позже для сдерживания цен на топливо правительство ввело демпфирующий механизм: при высоких ценах бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны, а при низких — нефтяники платят в бюджет. При этом власти, хотя и отказались от формального регулирования цен, говорят о недопустимости роста стоимости топлива на АЗС выше инфляции, несмотря на то что из-за сильной волатильности оптовых цен заправки зачастую терпят убытки.

Рост котировок на бирже связан с увеличением экспортной альтернативы, считает Евгений Тыртов из Vygon Consulting: с начала января европейские котировки на бензин подросли почти на 10%, а экспортные пошлины снизились, компании начали нести убытки при продаже на внутреннем рынке, и биржевые котировки стали расти. Также с начала января были проиндексированы акцизы на 4%, отмечает эксперт. Частично покрыть убытки нефтяников должен был демпфер, но компенсаций оказывается недостаточно, поскольку заложенная в формуле механизма условная цена, ежегодно индексируемая на 5%, значительно выше реальных оптовых цен на рынке. По его словам, в сравнении с концом декабря розничные цены на автобензин (обеих марок) подросли на 0,4%, но ситуация не является уникальной: в начале года цены всегда ускоряют рост, особенно ввиду индексации акцизов. При этом цены на АЗС и далее будут сдерживаться, и их резкое увеличение маловероятно, считает он.

Главная причина подорожания топлива — рост цен на бензин на мировом рынке, отмечает глава ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов, что объясняется ростом цен на нефть и увеличением крек-спреда (разница в ценах на нефть и нефтепродукты).

«В Северо-Западной Европе крек-спред на АИ-92 с 24 декабря по 15 января вырос до $75 за тонну, прибавив $26. Как следствие, средний по РФ экспортный нетбэк АИ-92 вырос с конца декабря к 15 января на 12%, до 31 тыс. руб. за тонну. При этом оптовая цена на бензин в своем росте в начале года отставала от экспортного нетбэка»,— отметил господин Хомутов. Он констатирует, что НПЗ уже начиная с 2021 года стали нести потери при реализации бензина на внутреннем рынке.

При этом, по мнению Ивана Хомутова, к 21 января бензин в оптовом звене впервые с начала года торговался с премией (с учетом демпфера) к экспортному нетбэку, что говорит о том, что потенциал роста цен исчерпан. Тем более в текущей ситуации оптовые цены на АИ-92 уже настолько высоки, что и нефтебазы, которые закупают бензин у НПЗ по оптовым ценам, и АЗС, которые закупают продукт у нефтебаз, генерируют убытки, утверждает господин Хомутов. По его мнению, возможным решением проблемы была бы корректировка демпфера: если увеличить его размер, улучшится экономика НПЗ, и у них будет больше стимулов снизить оптовые цены. Впрочем, Минфин традиционно против корректировки демпфера — эту позицию замминистра финансов Алексей Сазанов вновь подтвердил 20 января.

Просмотров 2002
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

26.06.2022
Франция выступила за установление максимальной цены на нефть

26.06.2022 Пётр Ильин

Я тоже так хочу, приходить в магазин или автосалон и покупать за ту цену, которую я назову :)))

25.06.2022
Цена газа Газпрома для промышленности с 1 июля вырастет на 5%

25.06.2022 Русакова Татьяна

Имея такие прибыли от продажи за рубеж неужели нельзя внутри страны хотя бы не повышать цены. Не говоря о снижении

19.06.2022
ФАС: автозаправки не спешат снижать цены на топливо вслед за оптом

20.06.2022 Иван Иванов

Бедненькие, год в убыток работали. Знакомый директор АЗС скоро всю недвижимость в недружественных странах выкупит на убытки)))))))

30.05.2022
Сергей Кононенко: модернизация угольной промышленности требует консолидации участников рынка

16.06.2022 Ирина Олеговна

Материал вызвал бурную реакцию в министерстве ))) Мне сказали, что хотели совещание собрать
у министра по этому вопросу, но в последний момент отменили. Представляю, как давили на редакцию, чтобы материал сняли.

11.05.2022
Германский Uniper планирует платить за российский газ в евро

11.05.2022 Волшебная Фея, 56

Удар надо держать. Сказано им в рублях, значит или в рублях или газа не будет. Только так с ними можно вести сейчас переговоры. В будущем возможно все наладится, но сейчас надо быть предельно жесткими. И не забывать о воровстве наших средств. Это должно предостеречь от поспешных решений и необдуманного желания смягчить условия.

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .


^