Правительству РФ рекомендовано увеличить расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы и поддержать нефтесервис
На фоне мирового финансового кризиса, значительной выработанности запасов традиционных провинций и тенденции к снижению уровня добычи углеводородного сырья, перед государством стоит задача по выработке мер, направленных на поддержку сервисных организаций, оказывающих геолого-геофизические услуги, а также производящим оборудование для обеспечения геологического изучения и добычи углеводородного сырья.
Перспективы развития нефтегазового сектора находятся в прямой зависимости от взаимодействия нефтегазодобывающих и сервисных компаний. Взаимная интеграция сервисных и добывающих компаний в хозяйственную деятельность друг друга базируется на обслуживании потребностей предприятий нефтегазового сектора, на высокой доле наукоемких и специальных видов работ, на потребностях в значительных инвестиционных ресурсах.
Сервисный сектор нефтегазового комплекса: повышает экономическую эффективность процессов поиска, разведки, освоения и разработки месторождений углеводородного сырья; создает рабочие места; способствует формированию и реализации мультипликативных эффектов в экономике региона, где реализуются нефтегазовые проекты.
Предприятия сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья, оказывают услуги всему нефтегазодобывающему комплексу и обеспечивают работой около миллиона человек. За последние несколько лет в модернизацию и техническое перевооружение отрасли вложено более 100 млрд. рублей, созданы тысячи новых рабочих мест. Предприятия отрасли обеспечили инновационными материалами и оборудованием компании-потребители из сферы топливно-энергетического комплекса, что позволило им войти в новые, труднодоступные регионы добычи, реализуя основные направления Энергетической стратегии России.
Уже в ближайшее десятилетие России предстоит реализовать ряд уникальных по своему масштабу и стоимости новых проектов в сфере добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Успешность их зависит от готовности российских сервисных геолого-геофизических и сервисных компаний приступить к масштабному изучению новых территорий, а машино- и приборостроителей обеспечить их и добывающие предприятия оборудованием, телекоммуникационными средствами, материалами и технологиями.
Однако в настоящее время финансово-экономическое состояние предприятий отрасли значительно ухудшилось, что не позволяет им не только завершить мероприятия по модернизации производства, но и реализовать ряд мероприятий по развитию потенциала отрасли.
Проблемы, вызванные глобальным финансовым кризисом уже породили взаимные неплатежи. Нефтегазовые компании отказываются от ранее заключенных контрактов и задерживают оплату выполненных работ. Данная тенденция может привести к падению добычи нефти и газа в 2009 году, дальнейшему истощению ресурсной базы и крайне негативно отразится на развитии стратегических направлений геологоразведки и отечественного машиностроения.
Большинство предприятий по-прежнему испытывает дефицит оборотных средств, а кредитование легче не становится: процентные ставки выросли, обеспечение по ним ужесточилось. Ситуация усугубляется расширением импорта нефтегазового оборудования.
В тоже время Россия имеет например, мощную индустриальную базу по выпуску буровых установок. Их производят на производственных площадках Уралмаш-буровое оборудование, Тюменском судостроительном заводе, Волгоградском заводе буровой техники, Кунгурском машзаводе и ряде других предприятий. В последние годы были вложены значительные средства в укрепление производственного и научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения. Российские буровые установки высококонкурентоспособны, закупаются западными буровыми компаниями и используются для освоения полуострова Ямал - стратегической сырьевой базы Российской Федерации.
Объем российского рынка нефтегазового сервиса и оборудования оценивается в 675 млрд. рублей. При сопоставимых, в целом, объемах и условиях добычи нефти в России и США, уровень затрат на нефтесервис в расчете на добытый баррель нефтяного эквивалента в России в 4,7 раза ниже, чем в США. На Западе формирование рынка сервисных услуг происходило почти 50 лет, в России его контуры определились менее чем за 10 лет. В настоящее время в России работают около трехсот российских сервисных компаний. Появились российские крупные компании нефтегазового сервиса, которые инвестируют сотни миллиардов рублей в развитие отрасли.
На рынке сервисных услуг на долю подразделений нефтегазодобывающих компаний приходится около 60 %, до 15 % занимают независимые российские компании, доля иностранных компаний достигает 25 % и имеет тенденцию дальнейшего роста.
Увеличение доли иностранных сервисных компаний не только не позволяет российским сервисным компаниям развиваться, создавать новые технологии, готовить квалифицированный персонал, но и зачастую ведет к вытеснению российских компаний с рынка. Финансовые возможности российских компаний малосопоставимы с транснациональными сервисными корпорациями, у которых бюджеты только на НИОКР исчисляются сотнями миллионов долларов в год.
Такое положение приводит к технологическому отставанию российских предприятий, сокращаются объемы их прямых договоров с заказчиками, они вынуждены работать на субподряде у западных компаний. Российские специалисты переходят в разряд дешевой рабочей силы.
В США и Китае к этому виду работ допущены, в основном, национальные компании. Это обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны информации, получаемой в результате их деятельности, о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства (результаты геолого-разведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море).
Важным аспектом развития рынка сервисных услуг является переход на инновационные подходы в сфере инженерно-геологических и буровых работ, а также долгосрочные союзы с машиностроителями и наукой.
Нефтегазовый комплекс является крупным потребителем промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования зависит загрузка российских предприятий. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной продукции, необходимы информация о планах технического перевооружения, оперативных потребностях нефтяных и газовых компаний, а также сведения о приобретаемой по импорту продукции. С помощью такой информации российские заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать импортозамещающую продукцию, планировать загрузку производственных мощностей.
Комитет отмечает, что через предоставление гарантии со стороны недропользователя и государства в потреблении инженерно-геологических услуг, возникает стимул к формированию нового инвестиционно привлекательного рынка накопленного капитала - рынка сервисных услуг, позволяющего: получать добавленную стоимость до момента добычи; повышать стоимость и инвестиционную привлекательность участков недр до их передачи недропользователю, снижать удельную себестоимость добычи сырья и прироста запасов, тем самым, повышая долгосрочную конкурентоспособность российского углеводородного сырья на мировом рынке.
Поскольку в настоящее время финансовый кризис находится в фазе кризиса спроса, когда многие предприятия потеряли свои традиционные рынки сбыта, именно государство должно обеспечить спрос на продукцию отечественных производителей. Прежде всего через увеличение госспроса и спроса естественных монополий.
В рамках мероприятий антикризисной политики государства Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики от 06.11.2008 N 4863п-П13, которым в частности предусматривается подготовка проектов федеральных законов: о регламентации процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров; о предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ.
Внесен ряд поправок в федеральный бюджет на 2009 год и период 2010 - 2011 годов, направленных на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики. Реализация дополнительных мер по поддержке российской экономики предполагается осуществить за счет уточнения источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Поправками, в частности, увеличен прогнозируемый верхний предел государственного внутреннего долга РФ (в том числе по государственным гарантиям Российской Федерации). Предусмотрена возможность предоставления Минфином РФ государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, не превышающем 10 млрд. рублей по каждой гарантии, и увеличен максимальный размер предоставления Минфином РФ государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США по каждой государственной гарантии РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 г № 957 образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики.
Вышеуказанные антикризисные меры окажут позитивное влияние также и на развитие сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья.
В связи с изложенным, в целях сохранения научно-технического и производственного потенциала сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
Считать проекты федеральных законов, направленные на обеспечение государственной поддержки сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. В целях формирования федерального фонда резервных участков недр, при подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотреть увеличение расходов по статье «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» за счет их перемещения с последующих периодов.
2.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения поправок в статью 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах», в части установления одного из основных критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр приобретение для геологического изучения, добычи полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения, кроме технологического оборудования, технических средств и материалов зарубежного производства не имеющих аналогов российского происхождения или технические и технологические характеристики которых выше характеристик оборудования, средств и материалов российского происхождения, в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году оборудования, технических средств и материалов, используемых для выполнения работ по геологическому изучению и добычи полезных ископаемых.
2.3. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» в части увеличения ввозных таможенных пошлин в отношении оборудования, используемого при производстве геолого-геофизических работ и добыче углеводородного сырья, аналоги которого производятся на территории России и технические характеристики которых ниже или совпадают с характеристиками оборудования, производимого в Российской Федерации.
2.4. Рассмотреть возможность включения в нормативные акты, подготавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, мероприятий, направленных на поддержку сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья, в части: предоставления субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 г.г., в том числе для пополнения оборотных средств; предоставления инвестиционного налогового кредита;
2.5. Поручить МИД России, Минэкономразвития России и другим заинтересованным ведомствам оказывать поддержку на государственном уровне предприятиям сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья на зарубежных рынках.
2.6. Рекомендовать Минпромторгу России, Минприроды России и Минфину России координировать свою деятельность по выработке антикризисных мер, направленных на оказание поддержки предприятиям сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья.
2.7. Рекомендовать участникам рынка геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья представлять предложения о поддержке данного сектора отрасли в Минпромторг России, Минприроды России и Минфин России с учетом критериев, определенных в нормативных актах Правительства Российской Федерации.
3. Поручить председателю Комитета - члену Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы Комаровой Н.В. на очередном заседании Комиссии внести предложение о создании рабочей группы для проработки предложений по проблемам сектора сервисных геолого-геофизических услуг, машино- и приборостроения, обеспечивающего геологическое изучение и добычу углеводородного сырья.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


