$74.10 +0.42%
$ 73.77 +0.08
$ 86.85 -0.07

Нефтяники хотят разделить налоговое бремя с потребителями

15 сентября 2016/ 07:09

Часть налоговых изъятий у нефтяного сектора, которые Минфин планирует для наполнения бюджета 2017 года, может быть переложена на потребителей через акцизы на топливо. По данным "Ъ", правительство и нефтяники обсуждают варианты, при которых примерно половина из 200 млрд руб. дополнительных платежей пришлась бы не на рост НДПИ на нефть, а на повышение акцизов. Такое решение позволит ослабить давление бюджета на инвестпрограммы нефтекомпаний, но может привести к росту цен на топливо.

Читать также
Вчера на многочасовом совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители профильных ведомств и нефтекомпаний решали, как лучше изъять у отрасли 200 млрд руб. дополнительных налогов, чтобы закрыть часть дыр в бюджете 2017 года. "Ъ" стали известны предлагаемые варианты (итоги совещания на 22:30 14 сентября известны не были).

Минфин исходно предложил просто повысить базовую ставку НДПИ на нефть на 2017 год примерно на $1 на баррель (с 473 руб. на тонну до 1392 руб.). Это позволяло собрать с отрасли дополнительно 238 млрд руб., с учетом снижения налога на прибыль чистые поступления в бюджет составили бы примерно 200 млрд руб. Еще 55 млрд руб. должны прийти в результате роста экспортной пошлины на мазут (с 82% от ставки пошлины на нефть до 100%), но они уже учтены Минфином. Попытки "Роснефти" отсрочить повышение мазутной пошлины, по словам собеседников "Ъ", не привели к успеху.

Но нефтяники выступили с альтернативной идеей: увеличить ставку НДПИ не так сильно, заместив это ростом акцизов на топливо. Фактически это означает, что увеличение налоговой нагрузки будет частично переложено на потребителей. Сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,13 тыс. и 5,29 тыс. руб. на тонну, они должны снизиться в 2017 году до 7,43 тыс. и 5,09 тыс. руб. Идея нефтяников в том, чтобы в 2017 году акцизы не снижать. Это даст бюджету дополнительно 97-100 млрд руб., НДПИ может вырасти лишь на 243 руб. Есть и вариант роста акциза на дизельное топливо примерно на 1 руб. на литр, что позволит увеличить НДПИ всего на 128 руб.

Эти предложения выгодны прежде всего тем, у кого добыча нефти существенно превышает ее переработку — "Роснефти", "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу, а также маленьким компаниям, у которых вообще нет переработки. Но в целом, говорят собеседники "Ъ" в нефтекомпаниях, они все заинтересованы по возможности уменьшить рост НДПИ за счет акцизов. Во-первых, потому, что на последующее снижение НДПИ никто не надеется, а шансы на уменьшение акцизов есть. Во-вторых, если нефтяники согласятся на рост НДПИ, ничто не мешает Минфину в начале 2017 года инициировать незапланированный рост акцизов, как это уже произошло в 2016 году. Если акцизы поднять сейчас, то снова сделать это в течение года будет сложнее из-за риска резкого роста цен на топливо. НДПИ по закону в течение года изменить нельзя.

Третий вариант, также возникший в среде нефтяников,— вообще не повышать НДПИ, собрав требуемую сумму за счет сохранения акцизов на уровне 2016 года и экспортной пошлины. Для этого требуется увеличить ставку пошлины примерно на 450 руб. на тонну. По действующему закону в рамках налогового маневра коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен снизиться в 2017 году с 42% до 30%. По словам собеседников "Ъ", необходимый рост пошлины эквивалентен примерно 4 п. п., то есть коэффициент может составить 34%. Впрочем, большинство собеседников "Ъ" сомневается, что эта схема пройдет. "Представители Минфина на совещаниях не раз говорили, что они не хотят больше связываться со ставкой пошлины",— отмечает один из источников "Ъ".

Для потребителей вариант с небольшим ростом НДПИ и повышенными акцизами будет самым болезненным, полагает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". "Мы получим ситуацию, при которой экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты снизится, а акцизы не снизятся или даже вырастут, что соответственно приведет к росту netback и привлекательности экспорта",— отмечает он. Это означает, что баланс цен на топливо между внутренним рынком и экспортом может быть достигнут только на более высоком ценовом уровне, чем в этом году. В 2016 году акцизы выросли почти на 3 руб. на литр, но нефтяники смогли переложить в конечную цену топлива только чуть более рубля. Хотя источники "Ъ" в компаниях говорят об этом как о "социальной ответственности бизнеса", многие на рынке полагают, что в реальности медленный рост цен на топливо отражает соотношение спроса и предложения. При этом экспорт оставался в текущем году в целом менее привлекательным из-за низких цен на нефть. Многое, полагает Михаил Турукалов, зависит от стоимости нефти в 2017 году — если она будет расти, внутренние цены на топливо очень быстро потянутся следом.

Коммерсант

Просмотров 2793
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

22.07.2021
США и Германия заключили сделку по «Северному потоку-2»

22.07.2021 Виктор

Этот Поток у них в горло не лезет,так что они хоть тушкой,хоть чучелкой хотят поперёк него встать!

13.07.2021
Игорь Юшков объяснил, могут ли "Северный поток-2" использовать под водород

13.07.2021 Кириллов Николай Кириллович, 75 лет.

"...Но если рынок появится, то Газпром или какая-то другая компания сможет построить заводы около газопроводов..." Но вы рыночные "монстры", а на нужды жителей России вы плевать хотели, вам бы денег побольше поиметь? Небольшие заводы можно строить для обеспечения собственно российского населения, российской промышленности в небольших объёмах и отрабатывать всяческие технологии, а далее видно будет.

09.07.2021
Минпромторг предлагает направить 127 млрд руб. на локализацию оборудования для СПГ

09.07.2021 Кирюшин Николай Евгеньевич, 47

Здесь не деньги перезаливать и pacпиливать, а нормальные условия в конкурсах отечественным производителям давать надо! Компрессоры и турбодетандеры за последние 10-15 лет закупались по предпоставке и ставились столь сжатые сроки, что ни один отечественный производитель не мог крупный контракт съесть!!! А когда уже все заводы разорились из-за этой гайдаровщины - Минпромторг танцы на костях решил. Устроить. Просто появились недорогие китайские высокобарные компрессоры и турбодетандеры, вот олигархи и дёрнули минпромторг, чтобы тот с ними денежку попилил, а они будут оборудование на свои предприятия закупать, шильдики менять, а деньги на локализацию в оффшор себе выводить!..

30.06.2021
В Тюменской области с 1 июля вырастут цены на газ

30.06.2021 ПЛЕХАНОВ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ 62

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ НАШЕМУ ГАЗПРОМУ ПРОВЕСТИ ГАЗ К КАЖДОМУ ДОМУ НЕОБХОДИМО ПОДНЯТЬ ТАРИФ ДЛЯ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ, И КАК В ТОЙ ПОСЛОВИЦЕ, С МИРУ ПО НИТКЕ ДЛЯ ВСЕХ " ГОЛЫХ" РУБАШКА - А ГДЕ ЖЕ ГОСПРОГРАММА? ДЛЯ НАС РОССИЯН ГАЗ, КАК И В ТУРКМЕНИИ, ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕСПЛАТНЫМ

11.06.2021
Экс-глава Нижневартовска Василий Тихонов сообщил, что проверка в отношении него закончена

12.06.2021 Кузя

Да нет. Проверки только начались. Не всё так однозначно

10.05.2021
Губернатор Югры поручила за четыре дня снизить цены на бензин

08.06.2021 Иванов Иван Иванович, 25

В итого цена выросла почти на 10%

22.09.2020
Газификация регионов: в пилотный список попали лидеры и аутсайдеры

03.06.2021 говорили бесплатно проводит газ до участка . а теперь выделили 15 пилотных регионов .а другим что

говорили бесплатно проводит до участка газ. а теперь опять выходит 15 пилотных регионов. а другие регионы когда

29.05.2021
Губернатор Югры предложила с 2022 года масштабировать НДД на всю нефтяную отрасль

01.06.2021 Стрельников Иван, 40 лет

Больше похоже на чистый пиар перед выборами. Минфин уже опровергает возможность изменения налогообложение нефтегазовой отрасли в ближайшее время.

27.05.2021
Наталья Филина: Только корпорации в состоянии строить безопасные промышленные объекты

01.06.2021 Каприелов Константин Любнардович, к.т.н. 67 лет

И не только экологических. Проблемы с аварийностью на сложных технических объектах могут быть и без ущерба природе, но при этом другие формы ущерба могут быть ещё более значимыми.

25.05.2021
Генадий Шмаль на форуме в Уфе развеял самые популярные мифы о нефти и газе

26.05.2021 Реутова Ольга

Отличное выступление!


^