$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Ирина Вахрушева: Я рада, что выбрала профессию геолога

Анастасия Дьякова
08 сентября 2015/ 07:49

Тюмень. Ирина Вахрушева никогда не сомневалась в выборе своей профессии: геолог – звучит гордо и почетно. Но не только престиж профессии привлек любознательную школьницу из маленького ингушетского города Малгобек к делу всей ее жизни – поиску «черного золота» в Западной Сибири. Желание познавать науку, новые территории, развиваться и, главное, любить свою профессию – стали залогом успеха нынешнего директора центра исследований керна ООО «ТННЦ» Ирины Вахрушевой. Работе в нефтяной отрасли она отдала 30 лет. За это время ее успехи отмечены на разных уровнях: Ирина Александровна отмечена одной из престижнейших наград – званием «Почетного нефтяника». Она награжден грамотами Министерства топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики и почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации, неоднократно награждалась грамотами предприятия. В преддверии 15-летия ТННЦ, Ирина Александровна вспомнила о том, как началась ее карьера геолога, рассказала об образе современного ученого и динамике развития Центра.

- Ирина Александровна, специальность рудного геолога, которую Вы получили в институте, сложно назвать женской. Почему выбор пал именно на горнометаллургический вуз и нефтяное направление?
- Отношение к нефтегазовой отрасли у меня особенное. Родители, бабушка и оба дедушки были нефтяниками. Папа начинал помощником бурильщика, а завершил свою карьеру буровым мастером. В настоящее время его уже нет. Мама проработала топографом, отмечала для буровиков места бурения газонефтяных скважин. В детстве мы видели, как родители работают и не понаслышке знали об этой сфере. Честно говоря, они хотели, чтобы я пошла по другой стезе – стала строителем или электронщиком. Тогда эти специальности были очень популярными. Но я всегда чувствовала, что заниматься поисками нефти, золота, серебра – это очень интересно и поскольку к нам в школу часто приезжали с профориентационными лекциями из Северокавказского ордена дружбы народов горнометаллургического института, по окончанию 10 класса я пошла учиться именно туда.

- В советское время большое внимание уделялось пропаганде, в том числе, профориентационной. Были ли лично у Вас примеры для подражания среди нефтяников, геологов?
- Кумиров или примеров для подражания как таковых не было. Мне нравилась романтика этой профессии. У известного в нашей стране геолога Валерия Градецкого написано много композиций, послушав которые, возникает огромное желание окунуться в эту особенную атмосферу и спеть пару песен под гитару, сидя у костра.
Примерами в плане отношения к работе для меня всегда были родители, потому что они по-настоящему любили и чтили свои профессии.

- С чего началась Ваша трудовая деятельность?
- Первые шаги именно в профессии я сделала на третьем курсе института. С мая по октябрь я находилась в приморской тайге. Это была первая практика и именно тогда я осознала, что романтика заканчивается там, где начинается работа. Поняла, что значит - работать в геологии.

- Чем именно Вам пришлось заняться?
- Фактически работали обычными геологами. Каждый день проходили по 5-6 километров и отбирали донные пробы. С нами шли шлифовальщики, промывальщики. Наверное, если бы наша работа заключалась лишь в отборе проб, то интерес к ней мог бы и пропасть. Но каждую субботу и воскресенье мы рисовали чертежи и отмечали места проб. У нас была химлаборатория, результаты, полученные в ней мы наносили на карты. Мы узнавали места скопления минералов, и именно благодаря этому мне стало еще интереснее учиться. При настоящей работе романтики стало меньше, но интереса к профессии не убавилось.

- А с каким профессиональным багажом Вы приехали в Тюмень?
- У меня богатый жизненный опыт. Я работала в Приморье, в Киргизской ССР. Для Киргизии мы с коллегами открыли два месторождения золота. То есть несколько лет я была рудным геологом, занималась поисками месторождений драгоценных металлов. А карьеру нефтяного геолога начала в управлении буровых работ Объединения «Удмуртнефть». В мае 2006 года я приехала в Тюмень. С этого времени я работаю в Тюменском нефтяном научном центре.

- За последние десятилетия геология активно шагнула вперед, появились новые успешные технологии, например, 3D моделирование. Если говорить в целом, как за годы вашей работы изменилась эта наука?
- Изменились инструменты, которые помогают геологу более быстро и на другом качественном уровне демонстрировать свои достижения, а не наука. Программное обеспечение, компьютеризация, технологические возможности – все это, безусловно, возвело науку на новый уровень. Но я бы не сказала, что от этого работать в геологии стало проще. Раньше мы рисовали запасы руками на кальке, обводили тушью, сейчас такого нет. Но геология стала сложнее, ведь крупных месторождений становится все меньше и меньше. При этом прогнозирование мелких месторождений и знания о коллекторе, об условиях осадконакопления - усложняются. Сегодня геолог должен обладать гораздо большими знаниями, чем раньше, чтобы спрогнозировать места, где искать эти «непростые» месторождения.

- Ирина Александровна, опишите образ современного ученого-геолога?
- Современный ученый Центра исследований керна должен продумывать конечный итог своего исследования и создать для реализации задуманного целую цепочку технологий. Он должен быть открытым, коммуникабельным (общаться с коллегами из других институтов, центров), любознательным и находиться в постоянном поиске. Сейчас мы изучаем те породы, где не работают старые методики, соответственно, чтобы двигаться вперед в исследованиях, нужно шагать в ногу со временем, быть в курсе последних нововведений. Необходимо постоянно учиться, потому что человек, который говорит, что он все знает – это не ученый.

- Вы трудитесь в ТННЦ с 2006 года, какую динамику в развитии Центра Вы можете отметить?
- За это время поменялся не только сам центр, но и вся страна. Радует, что центр развивается: появляются новые проекты, регионы, задачи. За это время в ТННЦ сложился хороший тандем между опытными сотрудниками и молодежью, которая делает первые шаги в профессии. Такая школа и обмен опытом очень полезны для всей работы центра. ТННЦ развивается поступательно, отвечая требованиям и веяниям времени.

- Какие прорывные технологии, открытия центра повлияли на развитие нефтегазовой отрасли юга Тюменской области?
- Если говорить об Уватской группе месторождений, то они имеют очень сложное строение коллекторов и поэтому считаются трудными в разработке по отношению к обычным пластам. Те методы изучения коллекторов и технологии построения моделей, которые на сегодняшний день может предложить ТННЦ позволили центру совместно с ООО «РН-Уватнефтегаз» создать команду, которая отрабатывала все мельчайшие подробности, чтобы разработка месторождений шла хорошо.

- К сожалению, примерно с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня геология и наука в целом – не считались приоритетными направлениями для власти: из-за отсутствия полноценного финансирования и внимания к ним, быть ученым, да еще и геологом школьники не хотят. Как вы считаете, что может вернуть бывалый престиж этим профессиям или, возможно, уже ситуация меняется?
- Я прошла 90-е годы и не ушла из отрасли. Тогда мы сидели в частично оплачиваемых отпусках или вообще без оплаты. Но мы продолжали работать. Жаль, что именно в то время ушло очень много хороших геологов. Но сейчас, то, что было утеряно в 90-е годы - стало постепенно возрождаться. В 2000-е интерес к профессии вновь стал расти. Особенно это было заметно в период высоких цен на нефть, ведь зарплата очень важна, особенно для молодых специалистов.

- Дело только в зарплате?
- Я думаю, что не только. Примерно с 2005 года профессию геолога опять стали хорошо рекламировать. О ней стали рассказывать в школах. Вновь начали появляться геологические кружки, ассоциации. У детей закладывается интерес со школьной скамьи. А ведь именно этот сегмент – профориентацию - мы потеряли в 90-х.

- Если не геологом, то кем Вы бы могли стать?
- Я никогда не сомневалась в своем выборе. Я всегда работала с удовольствием и понимала, что выбрала самую подходящую для меня профессию.

- Что Вы пожелаете ТННЦ в год его 15-летия?
- Я желаю не останавливаться на достигнутом, развиваться в том же темпе, что и все эти 15 лет. У нас хорошо развита подземная разработка, поэтому считаю полезным развить еще одно направление – это обустройство месторождений. В ТННЦ прекрасная балансовая составляющая опыта и молодости, хотелось бы ее сохранить.
Я уверена, мы как были одним из ведущих центров страны, так и останемся в числе лучших еще, как минимум, на 15 лет.

Просмотров 4489
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^