Игорь Шпуров: Я вырос и состоялся на Самотлоре
Тюмень. Имя Игоря Шпурова неразделимо с Самотлором, хотя они практически «ровесники». Опередив своим рождением дату открытия крупнейшего месторождения Западной Сибири всего на полгода, он успел стать его частью: состоялся на Самотлоре как учёный, разложив по полочкам добычу «рябчика». Сегодня Игорь Шпуров продолжает идти на шаг впереди развития нефтегазовой отрасли и предлагает миру все новые технологические открытия по усовершенствованию добычи нефти. О том, каким был его Самотлор, и что привело поэта и музыканта на факультет нефтепереработки Индустриального института, мы побеседовали с Игорем Викторовичем в канун его юбилея.
- Игорь Викторович, с последним школьным звонком перед нами распахиваются все дороги… Остается только выбрать по какой именно идти. Расскажите, как Вы выбрали свою будущую профессию?
- У меня всегда были разноплановые интересы: музыка, поэзия.. Я всегда очень много читал. Но профессионально меня тянуло к точным наукам. Базовой составляющей жизни были физика, математика. Когда я оканчивал школу, спросил совета у мамы. Мы с ней очень долго говорили на эту тему, и я хорошо помню этот момент, когда она сказала мне: «Ты знаешь, мы ведь живем в нефтяном регионе… Давай я поговорю со своими друзьями и коллегами!» Мама у меня работала в СибНИИНП. Она знала лично всю научную элиту нашей нефтянки, начиная от Алексея Кошелева и заканчивая главным геологом Борисом Файном. Именно они подсказали, что если у меня есть тяга к физике и интересны научные процессы, то мне надо идти на разработку месторождений, так как это очень близко и к математике, и к физике и к горной механике… Вот так я оказался на нефтегазопромысловом факультете Индустриального института.
Я искренне благодарен всем, кто поучаствовал в моем профессиональном самоопределении. Думаю, что реализация моих внутренних потребностей на тот момент была направлена в самое верное русло.
- Не могу уйти от фразы: учителями славится Россия…
- Конечно, у меня в институте были великолепные учителя. Это и Богачев Борис Алексеевич, который положительно относился к тем исследованиям, что мы проводили с однокурсниками. По сути, он мне дал зеленый свет в научной карьере, сказав: «Игорь, ты настоящий исследователь, и из тебя может получиться крупный ученый». Полина Абрамовна Духовная, которая заразила меня любовью к профессии. Она говорила нам очень важные вещи: ходите на лекции, записывайте, сегодня вы можете что-то не понимать, что-то вам не нравится, но через пять лет, когда вы будете работать, вы возвратитесь к лекциям и почерпнете для работы то, что мы вам давали. К сожалению, их уже нет…
Вообще к понятию «учитель» в профессиональном становлении специалиста я отношусь очень трепетно. Я отношу себя к научной школе СибНИИНП, в частности, к школе Владимира Михайловича Ревенко. Из этой школы вышли основные выдающиеся нефтяники-ученые, которые востребованы в компаниях. К числу своих учителей я отношу Леонида Бриллианта, который меня очень многому научил. Он – мой научный наставник. Из промысловиков это Владимир Юльевич Литваков и Роман Иванович Кузоваткин. Это легенды нефтегазовой отрасли, и я искренне благодарен тому, что мне довелось не просто знать этих людей, а учиться у них. Игорь Соломонович Гутман – мой друг, который много дал мне в познании промысловой геологии….
Мне вообще повезло с наставниками. Я свой первый технологический документ по самотлорскому «рябчику» докладывал легенде нашей гидравлики - Владимиру Николаевичу Щелкачеву и даже получил одобрение.
- Сегодня мы наблюдаем, как молодёжь идет в вузы по двум большим причинам: кто-то за образованием, а кто-то просто за дипломом, в результате в профессии остаются единицы. Игорь Викторович, те, с кем вы учились, ваши однокурсники остались в профессии: с кем-то поддерживаете профессиональный диалог?
- Большинство моих однокурсников остались в профессии. Есть те, чьи имена сегодня на слуху в нефтегазовой отрасли. Это и генеральный директор ООО «Газпром добыча Ямбург» Олег Андреев, генеральный директор ОАО «Сибнефтегаз» Андрей Бурбасов и многие другие коллеги, которые добились высоких положений: кто-то как ученый, кто-то как промысловик… Но большинство из моих однокурсников работают по специальности, и работают успешно.
- Что позволило Вашему поколению, получая профессию, реализоваться в ней?
- Я думаю, что на мое поколение повлияли достаточно прагматичные вещи. Во-первых, в Советском Союзе после получения диплома необходимо было три года обязательно отработать по специальности. Когда ты три года работаешь, ты втягиваешься в свою специальность, и к концу третьего года понимаешь: нравится тебе или нет, но просто так бросить уже не получится. Если тебе понравилась специальность и тебе это интересно, то ты достигнешь успеха. Если тебе не интересно – будешь топтаться на одном месте. А во-вторых, повлияли те люди, которые нас учили в институте, и те, которые прививали любовь к профессии на практике у станка. Эти два фактора, на мой взгляд, позволили нашему переходному поколению остаться в истории последним поколением профессионалов, заточенных по советским меркам науки.
- А Вы помните свою первую производственную практику?
- У меня была чудесная первая практика, очень символичная. На Украине. Я работал на Глинско-Розбышевском месторождении не очень далеко от того места, которое вошло в историю русской классики, благодаря Николаю Гоголю. Свою практику мы с ребятами шутливо называли «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это было потрясающе интересное время, чудесные люди, цветущая Украина. Очень жаль, что сейчас это совсем другая страна…
- Зачастую дипломная работа, как практический навык студента – итог его пятилетних научных терзаний, служит связующей ниточкой с дальнейшими планами по самореализации… Как было у Вас?
- Безусловно, моя дипломная работа связана с моей научной деятельностью. Будучи студентом 3-го курса, я пришёл в СибНИИНП, где начал вести первые исследования, которые легли в основу моего диплома. В целом работа была посвящена повышению эффективности бурения уплотняющих скважин на пласте БВ-10 Самотлорского месторождения.
Вообще, Самотлор – это моя жизнь. Я на нем вырос, как специалист, это моя – alma mater. И кандидатская диссертация также была связана с Самотлором, с тем, что мы называем самотлорский «рябчик». Сейчас пишу докторскую диссертацию. И это тоже продолжение моей основной научной темы – геолого-промысловый анализ и разработка месторождений. Кстати, моя дипломная работа явилась и моей первой научной публикацией.
- Наша жизнь – это большие маленькие открытия… Какое из своих изобретений считаете самым важным? Или в науке не бывает больших и малых открытии?!
- Все мои патенты связаны с моей научно-производственной деятельностью. И все они внедрены в производство. Честно говоря, они все выстраданы. Они касались и повышения нефтеотдачи пластов, и новых технологий при обработке геолого-физических данных… Но как говорят музыканты: моя лучшая песня ещё не спета. Поэтому я постоянно веду научные работы. В мою докторскую диссертацию уже вошли несколько последних научных открытий, которые оформлены патентами. Я надеюсь, что они помогут не только науке, но и будут полезны на практике в геологии, при разработке месторождений.
- К вопросу о ТРИЗах. Не потребуется ли нам для того, чтобы добывать трудную нефть, готовить новые кадры? Нуждается ли в модернизации учебный процесс при подготовке специалистов для разработки той же Баженовской свиты?
- В нашем образовании еще не все идеально. И во многом это связано с тем, что ушли преподаватели старой школы, которые учили меня… В первую очередь, нам не хватает профессионалов того уровня. Они давали глубочайшие знания. Новое поколение преподавателей не всегда обладает той глубиной познания, которая необходима. Обратите внимание: у всех университетов есть инструментальная база, которая лучше, чем в советское время, но одно дело иметь инструмент, и совсем другое дело на нем работать. Сегодня в вузах оборудование применяется в обучении лишь на процент от того, как оно может использоваться.
Что касается подготовки кадров для Баженовской нефти, я считаю, что разрывать процесс образования нельзя. Нефтяник он всегда нефтяник. Он сможет разработать и Баженовскую нефть при желании, и он это сделает на основании глубокого знания технологий разработки традиционных источников сырья. Другое дело, что для эффективной разработки потребуются специалисты с новыми знаниями из смежных отраслей. В частности, для Баженовской свиты нужны будут специалисты по геомеханике.
Сегодня научные открытия не делают в одиночку, нужна группа людей разных профессий, особенно, если речь идет о разработке и геологии.
- В начале октября глава государства заявил о предстоящей индустриализации страны. Областной парламент поддержал эту мысль и заявил о том, что Тюменская область должна пережить вторую волну индустриалиализации для того, чтобы остаться нефтегазовой силой страны.
- Индустриализация это всегда хорошо, но давайте разберемся: почему так больно по нам ударили санкции? Потому что у нас нет технологических центров для разработки новых технологий. Это то, что в Советском Союзе называлось КБ – конструкторские бюро. Мы даже забыли такое слово. У нас нет центров создания технологий, того, что на западе называют RnD Center. К сожалению, у России основное отставание от запада – технологическое. И пока мы сами не будем разрабатывать новые технологии, мы всегда будем находиться в зависимости.
Например, в ядерной отрасли такого отставания нет. Но опять же, благодаря тому, что всегда существовали федеральные ядерные центры и они никогда не приостанавливали свою работу, а их специалисты не теряли квалификацию. И это большое счастье. В нефтегазовой отрасли такого не случилось. Все технологии, которые применяются сегодня в этой отрасли, созданы за пределами России.
Я считаю, что в первую очередь, мы должны обратить внимание на создание таких центров, потому что в них создаются технологии будущего. Если этих центров не будет, никакая индустриализация нас не спасет. Основной тренд в реализации таких центров я вижу в государственно-частном партнерстве.
- Игорь Викторович, мы общаемся с Вами в канун Вашего юбилея. Завершается один жизненный этап, начинается другой… Есть ли планы на следующие 50 лет? чем хочется заниматься?
- Хочется заниматься тем, что интересно и дает реальные результаты. На самом деле, для меня интересно то, что приносит пользу для общества и для страны. Когда ты не просто что-то делаешь, а создаешь, тогда и интересно работать. Поэтому я останусь верен основной стезе – научной и экспертной деятельности, буду продолжать работать на благо государства. Но также хочется заниматься тем, что позволяет чувствовать пульс жизни – музыкой, поэзией.
- Ну и последний вопрос: если бы вернуть время последнего школьного звонка: Вы бы снова выбрали профессию горного инженера? Или захотелось попробовать что-то другое?
- Я бы повторил свой выбор, потому что мне интересно этим заниматься. Я и сегодня с не меньшим интересом и удовольствием реализую себя в однажды выбранной профессии. Для того, чтобы попробовать, что-то новое, совершенно не нужно начинать все сначала… Пробовать можно и нужно сейчас. И очень многое из того, о чем нам мечтается, на самом деле можно осуществить, не меняя основной профессии.
25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году
Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес
11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами
Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г



Екатерина Крючкова