$68.71 +2.42%
$ 74
$ 89.62

Роман Самсонов: Контроль за добычей нефти и газа в Арктике требует усиленной координации различных ведомств

21 ноября 2018/ 14:25

Москва. Минэнерго по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака проработает создание надзорного органа, контролирующего реализацию нефтегазовых проектов на шельфе России. Ведомство организует рабочую группу, в которую войдут представители органов исполнительной власти, организаций и научного сообщества. Она будет анализировать зарубежный опыт и нормы законодательства РФ в регулировании деятельности шельфовых нефтегазовых объектов.

Свой взгляд на систему надзора за реализацией проектов на Арктическом шельфе РФ и на работу по усилению экологической безопасности Агентству нефтегазовой информации представил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.

 

- Во-первых, информация противоречивая. Она говорит прежде всего о том, что должен быть создан межведомственный координационный орган. Судя по всему, нужна экспертиза над этим вопросом, а он комплексный, потому что работа на шельфе, работа на море требует высокой степени координации и ответственности. Здесь одним из главных вопросов является экологическая и промышленная безопасность. Слишком высоки требования в этой области для шельфовой добычи.

Я исхожу из доступной информации. Есть желание объединить не просто чиновничьи структуры, которые имеют к этому отношение, но и привлечь специалистов, ученых, экспертов, которые могли бы существенно улучшить понимание проблемы. Мы, специалисты, которые занимаются экологической безопасностью, экологическими рисками, неоднократно говорили о том, что технологии, которые используются на нефтегазовых месторождениях в Арктике, требуют совершенствования, серьезного отношения, разработки высоких требований и стандартов. И этот вопрос касается не только внутренних территориальных вод России, это касается в том числе территорий приграничных стран. Очень высокие требования предъявляются к экологическим выбросам и со стороны морских регуляторов, идет борьба с использованием тяжелых моторных топлив. От мазутов, надеемся, будет переход к СПГ, сжиженному метану.

Я не думаю, что это поручение будет касаться изменения структуры надзора в целом. Почему? Потому что это определено законодательно, и те изменения, которые можно ожидать, они будут касаться совершенствования работы организаций и действующего законодательства. Но эта межведомственная координация будет полезной.

Разработка месторождений находится в сфере деятельности разных министерств и ведомств. Надзор и регулирование находится в сфере Минприроды, разработка и технология - в сфере Минпромторга и, допустим, показатели по выработке и разработке - зачастую в сфере Минэнерго. Что такое надзор? Это не только соблюдение норм и правил, которые действуют, но это и работа на опережение, независимая экспертиза и инспекции. То есть в какой-то степени это элементы стратегического планирования и создания норм и правил, которые могут улучшить ситуацию. Ведь надзор - это в первую очередь соблюдение законодательства. В этой сфере необходимо совершенствование структуры разработки месторождений, неукоснительного соблюдения прописных правил. Известно положение о том, что работа на шельфе в Арктике пока ограничивает участие частных компаний. У нас лицензии на работу в арктической зоне есть только у Газпрома и Роснефти. В то же время у правительства РФ есть желание получить новые инвестиции и привлечь новые технологии. Надо создать стимулирующие условия, которые могли бы сформировать требования к компаниям и дать им такую возможность. На мой взгляд, это взаимосвязано. Потому что принимать такое решение, не имея достаточной экспертизы, конечно, опасно.

Я приветствовал бы создание такой структуры на уровне вице-премьера, обладающего большими полномочиями. И надо понимать, что тут не идет речь только о территориальной составляющей. Ведь идет разговор о континентальном шельфе РФ, куда входит не только Арктика, но и Балтийское, Черное и Азовское моря. Я буду на днях делать доклад об экологических аспектах разработки на шельфе, и проблемы сегодняшние сошлись в этой сфере.

Проблемными стали разработки месторождений при низкой стоимости нефти, то есть недостаточно ресурсов для того, чтобы этим серьезно заниматься, так как это требует высокого уровня технологий, а их не хватает.

Плюс санкционные ограничения, скажем, по подводным технологиям и большим глубинам. При этом необходимо иметь возможность применить нормы законодательства и зарубежный опыт для нашего шельфа.

Требования объединяются и вопросами экологии, и вопросами производственной безопасности, хотя технологически они могут различаться. Одно дело добывать нефть и газ на больших глубинах и другое - на пришельфовой зоне, где небольшие глубины, но сложная структура льда и прибрежных зон. Даже если разговор о шельфовых газовых объектах, они разнообразны, уже появляются такие, которых раньше не было. Как правило, это объекты с наличием нефти или конденсата, требующие специального подхода и удорожающие проекты. Кроме того, появились новые виды деятельности на море, скажем, строительство перегрузочной базы для сжиженного метана на Камчатке – НОВАТЭК планирует такую работу провести. И появляются инфраструктурные объекты, которые связаны с развитием сферы доставки, бункеровки топлива, они увеличивает количество морских транспортировок, в том числе танкеров, и уровень требований становится высоким. Ставятся задачи первичной подготовки нефти и газового конденсата прямо на месте добычи или отгрузки. Это непростые задачи.

И если разговор идет о том, что будет рекомендовано создание единого надзорного органа, то это приведет к разработке нормативных документов, которые будут регулировать и саму разработку.

Появление просто надзорного органа, без изменения в части планирования и стимулирования развития технологий в этой области, задачу полностью не решит.

Даже решение законодательно проблем создания искусственных островов, которыми можно считать любое инфраструктурное насыпное сооружение или платформы, требует особого отношения и регулирования.

Поэтому хорошо, что в этой рабочей группе планируется участие представителей научно-технического и организационного сообщества, но посмотрим, куда это выльется. Изначально при создании проектов на море таких органов их не было, как и самого законодательства, но были управления и организации в ключевых министерствах, которые концентрировали все планирование и деятельность в этой области.

Будем надеяться, что проводимая работа позволит также учесть и соблюсти цели устойчивого развития, которыми руководствуется большая часть мирового сообщества.

Просмотров 4438
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

14.05.2021
Украина присудила себе танкер британской компании

16.05.2021 Акиэ Като

Рейдерство что-ли?

12.05.2021
Казмунайгаз в январе-марте 2021 года добыла 5,318 млн тонн нефти

12.05.2021 Токубаева Гуля, 50 лет

Даже если и понизилась добыча, топ-менеджеры не забудут себе начислить премии, бонусы

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

29.04.2021 Сукулентов Иван Охлабыстович

А что, ростовская область - родина бензина или нефти? Почему он в Ростове должен быть дешевле? У вас табак и семечки могут быть дешёвыми, ну может ещё и вертолёты, но никак не бензин!

26.04.2021
На Ямале из-за теплой погоды временно закрыт проезд по дороге Салехард-Надым

27.04.2021 Болдырева Наталья Николаевна, 35 лет

Очень огорчило такое решение, жаловались те кому хотели отменить льготный проезд на пароме, а пострадали те кому его и так не оплачивали, тем кто очень ждал открытия хоть какого-то сквозного проезда на большую землю... Теперь мы стали заложниками ситуации: отпуск начинается в конце мая, билеты на паром на эти даты уже все раскупили и дорогу перекрыли!!!

14.04.2021
Николай Дурманов: В планах Минобрнауки создать плотную сеть карбоновых полигонов по всей стране

24.04.2021 Воловик Игорь Иванович 66 лет

Всемирная Коалиция Экономики Пончика ВКЭП фонд благотворительных стандартов, основа планетарных и социальных границ.

20.04.2021
В Европу по «Северному потоку» за 10 лет поставлено 400 млрд куб.м. газа

21.04.2021 Давыдов Виктор Александрович 66

Весьма приличная цифра !

03.01.2021
Нефтяные катастрофы 2020 года

21.04.2021 мария сердюк 13 лет

мне понравилось по окружаещму помогли

16.04.2021
Росстат: Производство СПГ в России в I квартале снизилось на 5,9%

20.04.2021 Сергей, 40

Дальше будет только хуже, если мы не возьмем направление на технократию. Нам нужен мир, в котором первоочередной задачей станет реализация реально крутых проектов. Естественно, после того, как все базовые потребности людей будут удовлетворены

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.


^