Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Роман Самсонов: Контроль за добычей нефти и газа в Арктике требует усиленной координации различных ведомств

21 ноября 2018/ 14:25

Москва. Минэнерго по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака проработает создание надзорного органа, контролирующего реализацию нефтегазовых проектов на шельфе России. Ведомство организует рабочую группу, в которую войдут представители органов исполнительной власти, организаций и научного сообщества. Она будет анализировать зарубежный опыт и нормы законодательства РФ в регулировании деятельности шельфовых нефтегазовых объектов.

Свой взгляд на систему надзора за реализацией проектов на Арктическом шельфе РФ и на работу по усилению экологической безопасности Агентству нефтегазовой информации представил руководитель направления «Газ и Арктика» Энергоцентра Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов.

 

- Во-первых, информация противоречивая. Она говорит прежде всего о том, что должен быть создан межведомственный координационный орган. Судя по всему, нужна экспертиза над этим вопросом, а он комплексный, потому что работа на шельфе, работа на море требует высокой степени координации и ответственности. Здесь одним из главных вопросов является экологическая и промышленная безопасность. Слишком высоки требования в этой области для шельфовой добычи.

Я исхожу из доступной информации. Есть желание объединить не просто чиновничьи структуры, которые имеют к этому отношение, но и привлечь специалистов, ученых, экспертов, которые могли бы существенно улучшить понимание проблемы. Мы, специалисты, которые занимаются экологической безопасностью, экологическими рисками, неоднократно говорили о том, что технологии, которые используются на нефтегазовых месторождениях в Арктике, требуют совершенствования, серьезного отношения, разработки высоких требований и стандартов. И этот вопрос касается не только внутренних территориальных вод России, это касается в том числе территорий приграничных стран. Очень высокие требования предъявляются к экологическим выбросам и со стороны морских регуляторов, идет борьба с использованием тяжелых моторных топлив. От мазутов, надеемся, будет переход к СПГ, сжиженному метану.

Я не думаю, что это поручение будет касаться изменения структуры надзора в целом. Почему? Потому что это определено законодательно, и те изменения, которые можно ожидать, они будут касаться совершенствования работы организаций и действующего законодательства. Но эта межведомственная координация будет полезной.

Разработка месторождений находится в сфере деятельности разных министерств и ведомств. Надзор и регулирование находится в сфере Минприроды, разработка и технология - в сфере Минпромторга и, допустим, показатели по выработке и разработке - зачастую в сфере Минэнерго. Что такое надзор? Это не только соблюдение норм и правил, которые действуют, но это и работа на опережение, независимая экспертиза и инспекции. То есть в какой-то степени это элементы стратегического планирования и создания норм и правил, которые могут улучшить ситуацию. Ведь надзор - это в первую очередь соблюдение законодательства. В этой сфере необходимо совершенствование структуры разработки месторождений, неукоснительного соблюдения прописных правил. Известно положение о том, что работа на шельфе в Арктике пока ограничивает участие частных компаний. У нас лицензии на работу в арктической зоне есть только у Газпрома и Роснефти. В то же время у правительства РФ есть желание получить новые инвестиции и привлечь новые технологии. Надо создать стимулирующие условия, которые могли бы сформировать требования к компаниям и дать им такую возможность. На мой взгляд, это взаимосвязано. Потому что принимать такое решение, не имея достаточной экспертизы, конечно, опасно.

Я приветствовал бы создание такой структуры на уровне вице-премьера, обладающего большими полномочиями. И надо понимать, что тут не идет речь только о территориальной составляющей. Ведь идет разговор о континентальном шельфе РФ, куда входит не только Арктика, но и Балтийское, Черное и Азовское моря. Я буду на днях делать доклад об экологических аспектах разработки на шельфе, и проблемы сегодняшние сошлись в этой сфере.

Проблемными стали разработки месторождений при низкой стоимости нефти, то есть недостаточно ресурсов для того, чтобы этим серьезно заниматься, так как это требует высокого уровня технологий, а их не хватает.

Плюс санкционные ограничения, скажем, по подводным технологиям и большим глубинам. При этом необходимо иметь возможность применить нормы законодательства и зарубежный опыт для нашего шельфа.

Требования объединяются и вопросами экологии, и вопросами производственной безопасности, хотя технологически они могут различаться. Одно дело добывать нефть и газ на больших глубинах и другое - на пришельфовой зоне, где небольшие глубины, но сложная структура льда и прибрежных зон. Даже если разговор о шельфовых газовых объектах, они разнообразны, уже появляются такие, которых раньше не было. Как правило, это объекты с наличием нефти или конденсата, требующие специального подхода и удорожающие проекты. Кроме того, появились новые виды деятельности на море, скажем, строительство перегрузочной базы для сжиженного метана на Камчатке – НОВАТЭК планирует такую работу провести. И появляются инфраструктурные объекты, которые связаны с развитием сферы доставки, бункеровки топлива, они увеличивает количество морских транспортировок, в том числе танкеров, и уровень требований становится высоким. Ставятся задачи первичной подготовки нефти и газового конденсата прямо на месте добычи или отгрузки. Это непростые задачи.

И если разговор идет о том, что будет рекомендовано создание единого надзорного органа, то это приведет к разработке нормативных документов, которые будут регулировать и саму разработку.

Появление просто надзорного органа, без изменения в части планирования и стимулирования развития технологий в этой области, задачу полностью не решит.

Даже решение законодательно проблем создания искусственных островов, которыми можно считать любое инфраструктурное насыпное сооружение или платформы, требует особого отношения и регулирования.

Поэтому хорошо, что в этой рабочей группе планируется участие представителей научно-технического и организационного сообщества, но посмотрим, куда это выльется. Изначально при создании проектов на море таких органов их не было, как и самого законодательства, но были управления и организации в ключевых министерствах, которые концентрировали все планирование и деятельность в этой области.

Будем надеяться, что проводимая работа позволит также учесть и соблюсти цели устойчивого развития, которыми руководствуется большая часть мирового сообщества.

Просмотров 4108
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

11.06.2020
Видеоконференция о ситуации с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса в период кризиса

11.06.2020 Роман, Сургут, работаю в нефтяной отрасли

- Какие меры поддержки принимают компаниями. В том числе и нефтяными, для поддержки сотрудников. Насколько работа на «удаленке» показала свою эффективность, и возможен ли этот принцип работы в обычном режиме. Насколько у компаний хватает ресурсов, чтобы обеспечить сотрудникам удаленную работу?

03.06.2020
Доля России в польском импорте нефти в 2019 году сократилась до 61,5%

10.06.2020 Аноним

Похоже даже Польша сокращает свою зависимость от восточного агрессора.

25.05.2020
Станислав Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

06.06.2020 Ефимов Валерий Николаевич

Аргументом о нуждаемости Германии в геополитическом проекте СП в качестве "гарантии стабильных поставок трубопроводного газа" суть вещей перевернута с ног на голову, так как главный риск стабильности поставок прежде всего исходил от самого поставщика, что убедительным образом подтвердил оглушительный многомиллиардный проигрыш нахрапистой госмонополии в Стокгольмском арбитраже по спорам с покупателями Украины и Польши

02.06.2020
Сергей Макогон: "Турецкий поток" подорвет транзит газа через Украину в 2021 году

06.06.2020 Акиэ Като

Давно пора наращивать объёмы отечественной газохимии, газификации регионов, расширение использования газа в качестве топлива.
А то все смотрим на Европу.

Индекс цитирования