$83.58 +0.50%
$ 91.82 +0.7
€ 98.95 +0.64
               

Евгений Аркуша рассказал о причинах кризиса на рынке автомобильного топлива в 2023 году

Анастасия Дьякова
20 декабря 2023/ 10:08

Москва. Темпы роста цен на бензин и дизель на российских АЗС в 2023 году били рекорды. Причем это коснулось как биржевого, оптового, так и розничного рынков. По данным Росстата, в среднем литр автомобильного бензина на заправках в течение текущего года (относительно уровня декабря 2022 года) вырос в цене почти на 4 рубля, а ДТ на 6 руб., это 7% и 9,9% соответственно. Подводя итоги года, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал корреспонденту Агентства нефтегазовой информации о причинах произошедшего кризиса и мерах, которые помогут избежать подобных ситуаций в будущем.

– Евгений Александрович, давайте для начала разберемся в причинах, почему так произошло, ведь этот кризис по крайней мере для потребителей оказался неожиданным?

- Ситуация, возникшая в этом году на внутреннем рынке моторных топлив, для выхода из которой потребовалось принятие решений на самом высоком уровне с использованием мер ручного регулирования, назревала давно. Причина – реализация налогового маневра не в том виде, в котором он задумывался. Снижение экспортных пошлин при одновременном росте НДПИ приводило, с одной стороны, к росту налоговой нагрузки на отрасль, и, с другой стороны, к постоянному росту экспортного паритета относительно внутренних цен. А заложенная в исходный проект налогового маневра мера по недопущению роста внутренних цен, которая заключалась в пропорциональном снижении акцизов, не была реализована, более того, акцизы ежегодно росли.

– Как раз для снижения экспортного паритета с 2019 года на топливном рынке применялся демпферный механизм – компенсация убытка производителям.

- Введение демпфирующих выплат, понижающих налоговую нагрузку на нефтяные компании при поставках топлива на внутренний рынок для препятствования роста оптовых цен, означало попытку возвращения к первоначальному виду реализации налогового маневра. Однако, постоянные требования Минфина о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета приводили к ежегодным сокращениям указанных демпфирующих выплат, что и привело в 2023 году к кризисной ситуации.

– С 1 октября демпферные выплаты вернули, ситуация начала налаживаться, но это ведь не окончательное решение проблемы?

- Да, благодаря принятым решениям, с октября демпфер вернули в прежнем объеме, ситуация стабилизировалась, но остается нерешенным еще один очень важный момент - работа оптового и розничного ритейлов на внутреннем рынке в принципиально разных экономических условиях.

Олигопольный оптовый ритейл работает в рыночных условиях и оптовые цены изменяются по экономическим причинам, а в конкурентном розничном ритейле рост цен, по факту, регулируется и ограничен уровнем инфляции. В определенных условиях этот фактор приводит к отсутствию равных конкурентных условий ведения бизнеса для независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК, возникновению диспаритета оптовых и розничных цен со всеми вытекающими негативными последствиями для независимой розницы.

– Cудя по тому, что существенных изменений в законодательной части пока не произошло, ждем новые кризисы? Какие конкретные меры помогут этого избежать?

- Именно для исключения возникновения в перспективе аналогичных кризисных ситуаций ожидаем от Правительства принятия системных мер налогового и таможенного регулирования. Эти меры должны быть направлены на сохранение премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе с обеспечением роста оптовых цен в пределах инфляции, аналогично розничным.

Необходимо учесть опыт взаимодействия в 2023 году Минэнерго, ФАС, СПбМТСБ, участников топливного рынка для выработки решений, оказывающих положительное влияние на топливный рынок. Необходимо продолжение работы по следующим основным направлениям:

- Ограничение возможности экспорта бензина и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых марок моторных топлив, в том числе, в страны ЕАЭС и другие страны по межправительственным соглашениям.

 - Повышение нормативов биржевых продаж до уровней, обеспечивающих большую устойчивость и системность формируемых биржевых ценовых индикаторов, с учетом перераспределения спроса с внебиржевого рынка на биржевой из-за выхода на торги крупных промышленных предприятий.

 - Решение возникающих в течение всего года проблемных вопросов перевозок топлива железнодорожным транспортом, в т.ч. введение на постоянной основе субсидирования перевозок в направлении ДФО.

 - Усилить противодействие недобросовестным практикам покупок биржевого товара, приводящим к большой волатильности биржевых ценовых индикаторов.

– Над какими направлениями сейчас наиболее активно работает РТС?

- Действия РТС направлены на решение вопросов, обеспечивающих эффективное функционирование внутреннего топливного рынка, в первую очередь розничного ритейла. Кроме основных, указанных выше, вопросов РТС уделяет и будет уделять свое внимание решению следующих проблем:

- решить на постоянной основе вопрос субсидирования железнодорожных перевозок бензина и дизельного топлива в направлении ДФО;

 - ввести дополнительно нормативы биржевых продаж на срочном рынке;

 - ввести для контролеров поставки оплату купленного на бирже товара по принципу 90/10, при которой из 100% оплаты покупателем 90% переводится в виде аванса, а оставшиеся 10% остаются в клиринге и выплачиваются по факту и с учетом фактического объема отгрузки;

 - вернуть дополнительную сессию биржевых торгов для обеспечения возможности покупок товара нефтяными компаниями по ценам, сформированным в ходе основной сессии;

 - ввести дифференциацию нормативов биржевых продаж по маркам бензинов и дизельного топлива;

 - снизить размер торгового эквайринга для топливного ритейла и ряд других.

– Работа предстоит большая, желаем удачи в реализации задуманного.

- Хочется надеяться, что решение вышеуказанных основных вопросов и ряда других, постоянно поднимаемых регуляторами и участниками топливного рынка, позволит обеспечить нормальное функционирование и развитие внутреннего рынка нефтепродуктов. И его ценообразование окажет положительное влияние как на экономику страны, так и на благополучие граждан.

Фото: предоставлено героем интервью. 

Просмотров 11183
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут


^