$58.92 -2.78%
$ 80.38 +0.95
€ 94.15 +0.34
               

Растущий курс доллара и дорожающая нефть заставили подниматься цены на АЗС

"Российская газета"
20 января 2022/ 15:29

Цены на АЗС не стали останавливаться на достигнутом в прошлом году и в январе продолжили рост. Подорожание незначительное - на полпроцента, и было ожидаемо, с начала года увеличились акцизы на топливо. Но уже сейчас на стоимость бензина и дизеля стали давить снизу макроэкономические факторы - нефть, котировки которой с начала года выросли на 10 долларов, до 88 долларов за баррель, и слабеющий рубль.

Нефтяные компании платят налоги в рублях. Но цена их товара привязана к курсу доллара, в том числе и на внутреннем рынке. И налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который оказывает влияние на стоимость закупаемого сырья для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), рассчитывается на основании долларовых котировок барреля на мировом рынке. Поэтому одновременное подорожание нефти и ослабление национальной валюты оказывают двойной эффект на рост цен на топливо в России.

По расчетам Росстата за 2020 год, в цене литра бензина в нашей стране доля налогов и акцизов - 69%, а себестоимость сырья - еще 12%. С начала года цены на нефть выросли на 13%, а рубль подешевел на 2,23%, до 76,33 рубля за один доллар. Естественно, совокупный рост на 15% в себестоимости 81% товара должен оказать влияние на его конечную цену.

Но розничные цены на АЗС находятся на контроле у государства. Они зависят от биржевых котировок нефтепродуктов, поэтому для сдерживания их роста на оптовом рынке с 2019 года работает демпфирующий механизм. При высоких мировых ценах на нефть он позволяет держать оптовые цены на автомобильное топливо в России значительно ниже, чем в Европе. К примеру, сейчас соотношение экспортной цены марки АИ-95 и биржевой цены в России - 83,9 тыс. рублей и 54,5 тыс. рублей за тонну. Демпфер компенсирует из бюджета нефтяникам часть недополученной прибыли от экспорта, когда они поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Рассчитываются выплаты от уровня превышения индикативной (базовой) цены, которая устанавливается государством.

Проблема в том, что чем выше цена на нефть и слабее рубль, тем больше доля некомпенсируемой демпфером части упущенной нефтяниками прибыли. В 2021 году демпфер возвращал около 68%. В декабре вице-премьер Александр Новак заявил, что рост базовой цены для расчета демпфера в 2022 году составит 3%, а не 5%, как было запланировано. Это увеличит размер выплат в пользу НПЗ из бюджета. Также до 83% будет повышен размер компенсации. Но решение это было принято, когда баррель нефти стоил около 78 долларов, доллар - 74 рубля.

Но даже по этой формуле демпфирующей надбавки уже достаточно, чтобы полностью компенсировать наблюдаемый в первой половине января рост экспортных цен, считает руководитель проектов ИГ "Петромаркет" Анна Лишневецкая. Однако при более существенном росте экспортной альтернативы (цен на топливо в Европе - РГ) даже новый демпфер мог бы не спасти от подорожания автобензин на оптовом рынке, отмечает она.

В текущих условиях слабый рубль - это главная угроза стабильности внутренних цен на энергоносители, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Влияние внешних площадок на внутренний рынок увеличивается благодаря реализации финального витка большого налогового маневра (снижения до нуля к 2024 году экспортной пошлины на нефть и рост НДПИ). Если не решить проблему слабого рубля, демпфирующий механизм может в полной мере не сработать, считает эксперт.

Еще одна проблема топливного рынка в низкой рентабельности работы АЗС, что особенно критично для независимых станций, которые не принадлежат крупным нефтяным компаниям. Повысить отпускные цены АЗС не могут из-за регулятора, поэтому единственный путь повысить их рентабельность - снижение цен в опте.

По данным ИГ "Петромаркет", большую часть 2021 года маржинальность работы АЗС по бензину и дизелю была отрицательной или находилась на нулевом уровне. К концу года ситуация выправилась, но сейчас маржа АЗС опять начала снижаться. По бензину она пока находится в положительной зоне (АИ-92 - 2,4 рубля, АИ-95 - 4,2 рубля с литра), а по зимнему дизельному топливу - уже в отрицательной (минус 6,7 рубля с литра).

Просмотров 3417
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^