Павел Завальный: Без господдержки малотоннажному СПГ не выйти на качественно новый уровень
Москва. Развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ) планируют поддержать ростом его внутреннего потребления за счет малотоннажного производства. В Минэнерго уже "разработана "дорожная карта" по развитию рынка малотоннажного СПГ для газификации и в качестве моторного топлива. Таким образом, за счет использования СПГ Минэнерго рассчитывает решить проблему газификации для изолированных населенных пунктов в труднодоступных районах, территориях, куда невозможно подвести трубопроводный газ.
Своим мнением по поводу развития малотоннажного СПГ в стране с Агентством нефтегазовой информации поделился председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.
- Дорожная карта по развитию малотоннажного СПГ сегодня находится на межведомственном согласовании и говорить о конкретике - ее параметрах, механизмах и сроках реализации - рано. Но можно проанализировать состояние отрасли и ее перспективы. В последнее время ей уделяется большое внимание со стороны государства и экспертного сообщества. В частности, наши коллеги из энергетического центра Сколково сделали целый ряд исследований, в том числе, и для министерства энергетики.
Сегодня проекты малотоннажного СПГ в России уже реализуют или планируют к запуску сразу ряд компаний в нескольких регионах РФ, в том числе такие гиганты как Атомэнергомаш, НОВАТЭК, Газпром. По оценкам экспертов, отрасль в целом закончила этап становления, и можно предсказать ускоренное наращивание объемов и мощностей. По прогнозу Сколково, совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн тонн к 2030 года и составит 3% от общего объема производства СПГ в России, общая установленная мощность может достичь 12 млн тонн.
Преимущества малотоннажного СПГ уже оценили во многих странах мира – Норвегии, США, Канаде, Японии, Турции. Меньшие, по сравнению с крупными проектами, сроки реализации, возможность использования нескольких источников газа, размещение производства практически в любом месте, гибкость в выборе вариантов доставки газа потребителю, большой выбор поставщиков оборудования и технологий обеспечивают проектам большую гибкость, скорость и инвестиционную привлекательность.
Сразу оговорюсь, в России пока не так. Хотя и у нас достаточно запасов газа, которые сложно монетизировать другими способами. Например, по данным энергетического центра Сколково, запасы газа, которые можно транспортировать по «Силе Сибири», составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов находятся в изолированных районах и могут быть монетизированны именно при помощи проектов средне- и малотоннажного СПГ.
Есть и потребности в малотоннажном СПГ, учитывая сферы его применения: в качестве моторного топлива, для автономной газификации, распределенной генерации. СПГ как топливо может решить экологические проблемы, эффективно использоваться для бункеровки морских судов, для огромных машин, например, в горнодобывающей промышлености, на железной дороге. За счет СПГ можно решить проблему газификации изолированных населенных пунктов в Арктике, Сибири или Якутии, на Дальнем Востоке. И тут нужен именно малотоннажный СПГ, производимый не слишком далеко от потенциальных точек сбыта. Иначе экономика не сложится.
При этом сегодня проекты малотоннажного СПГ в России, в общем, выглядят не слишком привлекательными с инвестиционной точки зрения и сложными в реализации. Высокие капитальные затраты, излишние нормативные требования, пробелы в законодательстве и, не в последнюю очередь – неразвитый спрос внутри страны в сочетании с невозможностью экспорта. Поэтому без активной государственной поддержки, изменения нормативной базы, стимулирования спроса развитие малотоннажного СПГ не выйдет на принципиально другой качественный уровень.
Важным шагом могло бы стать снятие излишних административных барьеров и требований к безопасности, а также разрешение на экспорт газа с малотоннажных проектов в приграничных территориях. При действующем регулировании внутренних цен на газ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Отмена регулирования цен на внутреннем рынке, развитие межтопливной конкуренции придаст новое качество, в том числе, и проектам малотоннажного СПГ.
Перспективным направлением, по мнению экспертов, является интеграция малотоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ терминалов. В будущем российские проекты по сжиженному природному газу могли бы играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на юге Европы и на Дальнем Востоке.
Государственная поддержка использования СПГ в качестве моторного топлива может быть оказана в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива».
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



.jpg)