$112.55 +0.45%
$ 58.89
€ 60.9

Дмитрий Медведев: Мировой экономике нужны эффективные и прозрачные правила игры

05 июня 2009/ 14:10
Санкт-Петербург. Нынешний форум абсолютно особенный, он проходит в очень трудную пору, в один из наиболее драматических периодов развития мировой экономики. Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев на открытии Петербургского международного экономического форума. Приводим основную часть выступления.
И все это создает соответствующие антураж, настроение. В этом году к сожалению и погода подкачала. Эта погода соответствует экономическим настроениям.
По оценкам большинства экспертов мы находимся на пике глобального кризиса, в середине самой глубокой за последние десятилетие рецессии.
Напомню, что тему кризиса мы обсуждали еще на прядущем форуме.
Говорили, что существующие международные архитектуры регулирования не способны предотвратить негативные сценарии развития экономик. Предупреждали о возможности беспрецедентно неблагоприятных сценариев развития экономической жизни.
К сожалению, эти прогнозы сбылись. Вслед за финансовым кризисом последовало резкое снижение производства, значительный рост безработицы, падение доходов и уровня жизни сотен миллионов людей.
Объективности ради надо сказать, что в последнюю неделю предшествующую форуму на основных финансовых рынках стали наблюдаться определенные симптомы оживления, что дало основания ряду аналитикам полагать, что дно кризиса достигнуто, тяжелая фаза близится к завершению и недалеко начало оживления.
Но, на мой взгляд, шампанское открывать совсем рано. Недаром кто-то из экономистов отметил, что финансовый кризис - растение многолетнее и очень живучее.
Объем проблем в денежном отношении измеряется триллионами. Причем не в зависимости от того, о какой бы валюте мы речь не вели и эти триллионы придется потратить. Самое неприятное, что издержки понесут все.
Но уже сегодня можно сделать несколько выводов из случившегося и произошедшего. Во-первых, закрыться от глобального кризиса не удалось никому. Современные коммуникации, современные финансовые технологии обусловили невероятную скорость, с которой развивался кризис и обусловили невероятную быстроту его распространения на все страны. Островком стабильности, о которых так много принято рассуждать, осталась только Антарктида.
Вывод очевиден – выбраться из этого кризиса мы сможем только в результате совместных действий. Для успешного решения возникающих проблем нужен интенсивный обмен информацией, уровень координации и наши совместные действия.
Во-вторых, те, кто должен был прогнозировать события и содействовать координации оказались неадекватны в период кризиса, оказались неповоротливыми, негибкими и медлительными.
Международные финансовые организации, и об этом можно прямо сказать, не справились с выполнениием своих функций. О чем было прямо и недвусмысленно сказано в ходе последних крупных международных мероприятий.
Кроме того, мы убедились в правильности еще до кризисного нашего анализа мировых экономических тенденций, анализа структуры мировой экономики, поддерживания однополярности сохранения наиболее важных сегментов здоровой экономики, определились с фундаментальными причинами кризиса.
Один полюс потребления, который финансировался за счет дефицита и соответственно, накопления долгов. Одна некогда мощная резервная валюта и одна преобладающая в мире система оценки активов и рисков.
Снизилось качество регулирования, обоснованность оценок и оценок макроэкономической политики, в том числе, в целом. В итоге глобальный кризис предотвратить не удалось.
Тем не менее, несмотря на столь пессимистические выводы, хотелось бы сказать одну вещь. Представляется, что худшего сценария развития мы пока избежали. Прежде всего из-за сегодняшней готовности государств, правительств разных стран действовать более согласованно, чем прежде, может даже беспрецедентно согласованно, если принять во внимание всю экономическую историю.
Для обсуждения этих вопросов уже дважды собиралась двадцатка крупнейших экономик. Конечно, до полного согласия и принятия абсолютно конкретных общих решений пока еще дело не дошло.
Но прогресс очевиден, созданы некоторые институты, которые позволяют вести открытый с учетом интересов всех ключевых участников диалог для выработки взаимовыгодных решений.
Прежде всего, я хотел бы упомянуть, совет по финансовой стабильности, который объединяет все 20 ведущих экономик. Мы рассчитываем, что он скоро заработает на полную мощность.
Теперь я бы хотел перечислить те основные направления, по которым, мы считаем, необходимо продвинуться в самое ближайшее время.
Первое, договориться о порядке разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков, финансовых институтов.
Читать также
Сегодня многие страны принимают решение о повышении налогов, но расплачиваться придется более низкими темпами мировой экономики в целом. Видимо, необходим поиск плоскости восстановления доверия друг к другу.
Нам требуется не огромный массив новых международных правил, а эффективные и прозрачные правила игры, создающие мотивацию к рациональным действиям всех – от обычных участников рынка до регуляторов. Действия, которые обеспечивают устойчивый рост, а не препятствуют ему и соответствующие правила регламентирующие такие действия. Работа по этим вопросам на экспертном уровне уже сегодня ведется. Она должна завершиться созывом международной конференции, для одобрения выработанных подходов. Хотел бы подтвердить предложение провести ее в России.
Реализовать решение двадцатки в сфере реформирования международных финансовых организаций. Здесь, и в этом заключается не только наша позиция нельзя ограничиться косметическими изменениями, как бы того не хотелось отдельным государствам, а может и самим международным финансовым организациям.
Это, в конечном счете должны быть принципиально новые финансовые институты, где не будет доминирования отдельных политических сюжетов, мотивов, или доминирование отдельных государств или отдельных стран.
Кроме таких институтов, если разобраться в этом предельно внимательно, некому выполнять функции раннего предупреждения кризисных явлений, координации макроэкономической политики в масштабах всего мирового сообщества и выполнять функции надзора за функционированием международной валютной системы. Именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы такого рода реформирование произошло успешно и действительно не ограничивалось такого рода косметическими изменениями, желанием что-то подкрасить, не меняя ничего по существу.
Уважаемые коллеги, если смотреть в будущее нам необходимо ответить на целый ряд вопросов, волнующих весь мир эти вопросы сегодня стоят в повестке дня они по сути обозначены на лозунгах форму. Какие это вопросы? Простые вопросы, которые сегодня волнуют всех. Они простые и очень сложные одновременно, сколько будет стоить нефть, как обеспечить стабильность энергетического рынка. Здесь понятно нет другого пути, кроме как взаимодействие производителей и потребителей, скоординированного проведения совместной энергетической политики, причем на основе юридически обязывающих соглашений. Наши предложения по новым правовым рамкам международного энергетического сотрудничества мы уже всем нашим партнерам направили, рассчитываем, что эти инициативы будут восприняты позитивно и совместная работа завершится принятием взаимовыгодных международных соглашений и разработкой новых правил энергетического сотрудничества, или коррекцией существующих энергетических соглашений, но такой коррекции которая бы учитывала обеспокоенность самых разных стран.
Мне не так давно пришлось на эту тему рассуждать, я считаю, что основная проблема регулирования в этой сфере не в том, что отсутствуют правила, а в том, что эти правила, к сожалению, носят односторонне направленный характер. Нам нужно создать универсальные правила, которые будут устраивать всех. В противном случае эти правила не будут выполняться и мы вместо нормального порядка, получим кризисы и дезорганизацию в энергетической сфере, а этого допустить нельзя.
Второй вопрос заключается в том, что по какой модели будут развиваться рыночные отношения, окажется ли правительства в состоянии выполнить свои обещания, смогут ли центральные банки выполнять свои функции. Откажутся ли и те и другие от нынешних, гораздо более активных, иногда жестких методов государственного вмешательства, в том числе направленного на защиту собственных рынков. Или государства еще очень долго будут ключевыми участниками рыночных отношений всех экономических процессов. Это в конечно счете вопрос о том, что происходит с нашими экономиками, какова экономическая парадигма развития экономики в 21 веке. Это очень сложные вопросы, надеюсь, что мы сможем высказаться по этим проблемам.
В любом случае хотелось бы сказать, что протекционизм в условиях глобальной экономики, какими бы соображениями он не объяснялся, это лишь способ загнать проблему внутрь, а не вылечить ее.
Приход государственной собственности, ее более интенсивное использование в большинстве секторов экономики должно рассматриваться как неизбежное, но кратковременное средство решение вопроса. При этом с другой стороны рассматривать как вредные все те решения, которые были приняты в конце прошлого года, начиная с середины прошлого года тоже принципиально неверный подход. То, что было сделано в период развития кризиса, наиболее острой фазе кризиса являлось и явилось лишь не большим дополнением к тому огромному массиву протекционизму и государства вмешательства, который накопился в предшествующий период. То есть ничего сверхъестественного не произошло. Вопрос в будущем, что будет дальше.
И, конечно, работать над этим вопросом надо продолжать комплексно.
Просмотров 1239
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^