$87.48 +1.59%
$ 92.26 -0.33
€ 99.71 -0.56
               

Растет убыточность ОСАГО

Независимая газета
07 августа 2006/ 17:08
Показатели убыточности ОСАГО увеличились с 48% по итогам 2005 года до 53% в первом квартале 2006 года. В прошлом году количество дорожно-транспортных происшествий выросло на 7%.
В июле закону об обязательном страховании автогражданской ответственности исполнилось три года. Сегодня уже мало кто сомневается в необходимости ОСАГО. Да и сами автовладельцы вопреки прогнозам очень быстро и организованно обзавелись полисами. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), на 1 января 2006 года было заключено более 68 млн. договоров по ОСАГО, урегулировано 2 млн. страховых случаев, сумма выплат по которым составила более 46 млрд. руб. «Закон сегодня успешно работает и позволяет делать рынок страхования в целом цивилизованным. Миллионы участников дорожного движения получили дополнительную эффективную защиту через ОСАГО», – считает исполнительный вице-президент СК «НАСТА» Сергей Ефремов. «В 2005 году страховое возмещение по ОСАГО получили 1 миллион 147 тысяч автовладельцев, – уточняет заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Сергей Бегров. – В общей сложности было выплачено 26,4 миллиарда рублей. Почти десятую часть этих средств – 2,7 миллиарда рублей – выплатила «РЕСО-Гарантия».
«Наши прогнозы по ожидаемой доле рынка по этому виду страхования полностью оправдались, – говорит вице-президент СГ «Спасские ворота» Юрий Прищепной. – Мы заключаем ежегодно порядка 900 тысяч договоров страхования. Количество договоров увеличивается в среднем на 10% в год». Подтвердились и ожидания другого лидера рынка – компании ВСК. «Сегодня из 36,9 миллиона эксплуатирующихся в России автомобилей у нас застраховано около миллиона. Это немалая доля. Динамика сборов хорошая, мы отмечаем постоянный стабильный рост», – говорит заместитель генерального директора ВСК Евгений Уфимцев.
В целом доля ОСАГО в совокупной страховой премии год от года увеличивается, в 2004 году она составила 10,5%, в 2005-м – 11%. Сегодня этот рынок растет в основном за счет расширения автопарка. Только за прошлый год количество автомобилей увеличилось на 3,1%. Другое дело, что одновременно с этим растет и аварийность на дорогах. По данным РСА, за 2005 год количество ДТП выросло на 7%, а сумма выплат – на 43%. Страховщики говорят о возрастающей убыточности ОСАГО. Как ни парадоксально, но этому способствует повышение страховой культуры населения – люди поняли, что закон работает, и стали чаще обращаться за возмещением. Да и сами суммы компенсации постоянно растут. Этому помогает инфляция, удорожание запчастей и восстановительного ремонта. К тому же возрастают нагрузки на страховщиков в связи с банкротствами и уходом с рынка ряда компаний.
По данным РСА, показатель убыточности увеличился с 48% по итогам 2005 года до 53% в I квартале 2006 года. Однако сами страховщики говорят о более высоких цифрах. Причем, по мнению большинства экспертов, пик убыточности еще впереди. «Уровень убыточности по договорам автострахования за последние 2 года находится в пределах 60%. Пока показатели убыточности по ОСАГО продолжают расти. Выхода на пиковые значения мы ожидаем в 2006–2007 годах. При этом стоить отметить, что рост убыточности в ОСАГО ограничен законодательно, а именно структурой тарифа, и не может превышать 77%. В противном случае заниматься ОСАГО на рынке будет некому», – уточняет Сергей Ефремов. По словам Евгения Уфимцева, в этом году убыточность нарастает не такими высокими темпами – не в разы, а на несколько процентов: «Однако появилась другая динамика: очень явно стали проявляться пики убыточности по отдельным категориям автомобилей и по отдельным регионам». По данным компании «РЕСО-Гарантия», в последнее время сбор премий стабилизировался и растет в соответствии с увеличением автопарка, но выплаты растут значительно быстрее. «Пока мы не видим тенденции выравнивания уровня выплат по отношению к премиям. Например, в «РЕСО-Гарантии» сборы в прошлом году выросли незначительно – на 9%, а выплаты увеличились примерно на 43%, как и в целом по рынку», – сообщил «НГ» Сергей Бегров. По мнению экспертов компании «НАСТА», основной фактор роста убыточности, пока еще не реализованный, – выплаты по жизни и здоровью. Сейчас эти выплаты практически не осуществляются, процедура не отрегулирована законодательно. «По этим рискам гражданам возмещение получить в настоящее время сложно, потому что страховой компании нужен какой-то документ, удостоверяющий степень потери здоровья, – уточняет Сергей Ефремов. – Правила и закон требуют от страховщиков заключения судебно-медицинской экспертизы. Судмедэксперты либо отказываются давать такой документ, либо его получение оказывается дороже возмещения». В неурегулированности этой процедуры, по его словам, кроется источник недовольства клиентов ОСАГО. «Государству, регулирующим органам надо приложить определенные усилия, чтобы защитить граждан и упростить процессы получения выплат», – говорит Сергей Ефремов. Впрочем, он добавляет, если процесс выплат по жизни и здоровью нормализуется, доля выплат по этим рискам в общем объеме резко возрастет и неизбежно повлияет на общие показатели убыточности по ОСАГО.
Другой комплекс проблем связан, по мнению участников рынка, с автопроизводителями и дилерами. «Со стороны автопроизводителей и дилеров идет давление на страховщиков с целью повышения стоимости ремонта транспортного средства. Если государственные органы не вмешаются в этот процесс, то к началу зимы убыточность может превысить допустимые 77%», – уточняет Сергей Ефремов.
По мнению всех экспертов, закон еще требует доработки, в нем немало «дыр», требует уточнения и нормативно-правовая база. «Одной из проблем является введение Европейского протокола. В РСА создан комитет по решению этой проблемы, идет работа над поправками в действующее законодательство», – уточняет Юрий Прищепной. Впрочем, большинство экспертов убеждено, что с введением Европейского протокола спешить не стоит. «Его надо вводить поэтапно, сначала надо вносить в закон по ОСАГО процедуру прямого урегулирования убытков, надо менять многие нормативные акты. В связи с этим потребуется внести изменения и в Налоговый кодекс, – убежден Сергей Бегров. – Что касается урегулирования мелких аварий без участия ГИБДД, это еще более сложный вопрос. Я бы не торопился с этим. Здесь надо проработать все детально».
Что же касается прогнозов, то тут эксперты единодушны – число участников рынка будет сокращаться. «Количество страховых компаний, имеющих лицензию по ОСАГО, будет неуклонно снижаться», – убежден Юрий Прищепной. «Компании будут уходить с рынка, это естественный процесс, – считает Евгений Уфимцев. – Росстрахнадзор все более требовательно подходит к показателям финансовой устойчивости страховщиков, и это правильно. На рынке должны остаться устойчивые компании, которые способны дать гарантии для своих клиентов». По его словам, рынок ожидают сделки по поглощению и слиянию мелких региональных компаний. В сокращении участников рынка он не видит опасности: «За три года сформирована крепкая и надежная организация – РСА. И у нее уже есть опыт компенсации убытков тем клиентам, которые были застрахованы в разорившихся страховых компаниях. К тому же крупные страховщики достаточно устойчивы, их бизнес хорошо структурирован. Поэтому уход небольшого количества страховых компаний не скажется на рынке. Конечно, это будет тяжело для самих страховщиков, но на клиентах это не отразится». С этой точкой зрения совпадает мнение экспертов «РЕСО-Гарантии». «Никаких серьезных потрясений на рынке ОСАГО не предвидится. Если уйдет несколько мелких компаний, то для сообщества это не критично. Уже накоплено достаточно средств для осуществления компенсационных выплат. У РСА есть хороший опыт выплат из резервных фондов», – считает Сергей Бегров.
Просмотров 706
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^