Сергей Шлыков об актуализированных стандартах строительства
Москва. В России актуализировали устаревшие стандарты строительства. Эксперт в области управления промышленным строительством Сергей Шлыков рассказал Агентству нефтегазовой информации о том, как технические регламенты обеспечивают надежность возводимых объектов и зачем их менять.
Строительная отрасль в России признана одной из самых динамично развивающихся в 2022 году. Общая выручка девелоперов и промышленных строителей выросла на 13% по сравнению с предыдущим годом, составив 11,69 трлн рублей. Такой бурный рост требует использования новейших материалов, но устаревшие стандарты тормозят введение инноваций. В решении этой проблемы принял участие Сергей Шлыков — один из лидеров строительной отрасли России, инженер, достигший устойчивого признания, действующий член экспертной группы стандартизации Министерства строительства РФ, эксперт национального конкурса «Надежный Строитель России» и сертифицированный международный инженер APEC. Он обновил ряд сводов правил и строительных стандартов, которые были приняты в 2022 году и уже решили ряд серьезных проблем в индустрии.
Строительство по правилам
Соблюдение технических регламентов в строительстве — обязательное условие для всех строящихся зданий и сооружений, которое обеспечивает безопасность возводимых объектов. Однако эта система требований не успевает за развитием материалов и технологий, не позволяя застройщикам использовать более современные решения и тормозя развитие самой строительной отрасли.
"К примеру, если при возведении объектов строители сталкиваются с устаревшими нормативами, они могут разработать, обосновать и применить специальные технические условия. Но на их согласование может уйти до полугода. Это ведет к увеличению сроков реализации проекта и влечет дополнительные расходы", — говорит эксперт.
Особые трудности устаревшие стандарты создают при реализации глобальных национальных и международных проектов, отмечает Сергей Шлыков. На его счету десятки подобных объектов, на которых он как инженер и руководитель, регулярно сталкивался с проблемой несоответствия технической документации современным инновационным возможностям в строительстве.
В частности, он руководил возведением одной из самых крупных компрессорных станций в мире мощностью 31,5 млрд куб. м, которая обеспечивает давление для транспортирования газа в международном газопроводе “Турецкий поток”. Новый экспортный канал для транспортировки газа из России в Турцию, проходящий по дну черного моря, стал амбициозным проектом по созданию топливного хаба на юге Турции для снабжения турецких потребителей и жителей стран юго-восточной Европы. Во время управления строительством этого объекта Сергей Шлыков сумел оптимизировать расходы компании на строительство более чем на 15%. За успешное завершение объекта он получил личную благодарность ПАО “Газпром”.
Эксперт отмечает, что уже тогда при строительстве систем транспортировки нефте- и газопродуктов можно было использовать более современный практичный и выгодный материал — армированный полипропилен. Но техническая регламентация на тот момент предусматривала только металлические стальные трубы с защитным покрытием для магистральных трубопроводов.
“Это при том, что плюсы армированного полипропилена в этом случае более очевидны: срок службы у труб из армированного полипропилена 50–100 лет, они не гниют и не подвержены коррозии под давлением нефти и газа, как это происходит со стальными трубами, которые служат в среднем 15–20 лет”, — говорит Сергей.
Трудности, которые возникали в процессе работы на технически-сложных объектах, все чаще заставляли Сергея Шлыкова задумываться об острой необходимости обновления действующих правил.
Экспертная группа
Шанс повлиять на ситуацию представился в 2022 году. Как одному из ведущих специалистов в строительстве Сергею Шлыкову предложили войти в состав рабочей группы Министерства строительства России по разработке и корректировке новых стандартов в рамках проекта “Программы национальной стандартизации”, а также “Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил”. Важным критерием для ведомства при отборе экспертов стал опыт эксперта и активные научно-исследовательские изыскания.
В 2022 году Сергей Шлыков провел крупное исследование в области строительства резервуаров и в последующем хранения бензина и дизельного топлива в резервуарах в условиях жаркого климата. Таким образом, он научно обосновал оптимальные сроки хранения топлива на юге страны. Результаты исследования Сергея Шлыкова были опубликованы в статье “Длительное хранение бензина и дизельного топлива в условиях Краснодарского края” в научном журнале “Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья”, который входит в список Высшей аттестационной комиссии. Статья была номинирована на участие в 35-м международном конкурсе научно-исследовательских работ. За свое научное исследование Сергей Шлыков получил Диплом Лауреата 1 степени и стал лучшим в своей категории.
По новым правилам
Составлять техническую регламентацию сродни строительству дома, убежден Сергей Шлыков. Вначале закладывается фундамент: в 2022 году Сергей и его коллеги изучили и проанализировали 78 действующих сводов правил. У каждого участника группы были свои зоны ответственности. Сергей Шлыков работал в направлении “Инженерные сети и системы зданий, трубопроводы для нефти и газа” и “Градостроительство, жилые, общественные и производственные здания”. Основная задача эксперта заключалась в выявлении и внесении замечаний в строительные своды правил, которые не учитывали современные технологии и методы строительства.
“Устаревшая нормативная база существенно ограничивала строителей, они не могли использовать новые технологии, так как по понятной причине они не были предусмотрены технической документацией. Соответственно бизнес терпел убытки. Новые своды правил открывают возможности для модернизации всей отрасли”, — отмечает Сергей Шлыков.
Всего эксперт проанализировал более 30 нормативных документов, внес свои корректировки и предложения. На текущий момент многие правила уже работают в стране. Особое внимание Сергей уделил СП 251.1325800.2016, который он корректировал лично. Этот свод правил касается строительства школ как важнейших объектов социальной инфраструктуры. Например, теперь строителям не нужно проектировать здания с левосторонним светораспределением. Отказались и от дверных проемов, размеры которых не соответствуют современным правилам эвакуации. Также строители могут предусмотреть помещения для сна с использованием раздвижных кроватей. Появилась возможность экспериментировать с формой кабинетов — раньше разрешалось строить помещения строго прямоугольной формы.
“Это дало застройщикам больше возможностей для маневров, а также помогает избежать споров с контролирующими органами”, — говорит Сергей.
Из 78 правил, над которыми работали эксперты, 28 уже вступили в действие, в том числе СП 251.1325800.2016. Теперь каждый строитель пользуется этими стандартами. Обновленный регламент обеспечил не только надежность возводимых объектов, но и их соответствие современным мировым стандартам качества.
За огромный личный вклад в развитие строительной отрасли он был удостоен Почетной грамоты Национального объединения строителей. Заслуги Сергея Шлыкова также отмечены Благодарственным письмом губернатора Краснодарского края за вклад в развитие строительства на Кубани. Сам Сергей главной своей наградой считает то, к чему стремился на протяжении более 15 лет работы в строительной отрасли: возможность совершенствовать условия возведения объектов, чтобы приблизить российскую строительную отрасль к современным стандартам.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались



Анастасия Михайлова 
По роду деятельности регулярно сталкиваюсь с тем, что ГОСТЫ устарели и не успевают за развитием отрасли. Обновления 2022 года уже активно работают и упрощают жизнь строительным компаниям.
Сергей, спасибо Вам за труд.
Это действительно актуальная проблема всей отрасли. Приятно видеть, что специалисты практики привлечены к решению таких вопросов.
Всё верно написано. Материалы меняются, добавляются новые, меняется мода, подход к дизайну (раньше его в расчёт вовсе не брали), меняется и отношение к производительности труда. Пересмотр указанных сводов правил необходимо проводить на постоянной основе, либо заложить такие формулировки, которые позволят их не нарушать и в будущем.
Какая большая работа проделана. И все для нашего благополучия. Спасибо за то, что делитесь информацией
Сергей Викторович прав