Мастер буровых искусств: Путь ветерана-первопроходца Анатолия Филимонова
Тюмень. Анатолий Филимонов - настоящий ветеран-нефтяник, первопроходец, известный буровой мастер, чья карьера была украшена смелыми шагами и трудными вызовами. Его история не только про борьбу за цифры и достижение целей, но и о способности адаптироваться к переменам и преодолевать трудности на пути к успеху. Жизнь Филимонова стала примером преданности работе и стремлению к совершенству, а его опыт - наставлением для будущих поколений нефтяников.
От учебных скамеек в мир газа и нефти
Анатолий Андреевич родился в далекой Костанайской области Казахской ССР, в маленьком уютном городке, где все друг друга знают. Он окончил среднюю школу в районном центре, получив 11 классов образования.
Затем Филимонов переехал в г. Грозный. Здесь судьба улыбнулась юному Анатолию - ему посчастливилось поступить в главную «кузницу кадров» того времени для нефтяной промышленности страны - Грозненский институт. Так началась новая глава в его жизни. Анатолий Филимонов стал студентом промышленного факультета, где погрузился в удивительный мир технологий и комплексной механизации нефтяных и газовых месторождений.
Четыре года университетской учебы пролетели незаметно, наполнив выпускника знаниями и амбициями. В 1973 году, успешно окончив вуз, Филимонов был готов доказать миру свою ценность в нефтегазовой отрасли. Его отправили в Краснодарский край. Однако судьба не хотела разлучать Анатолия Андреевича с родиной, и уже через год он вернулся в г. Грозный, где присоединился к работе на месторождении.
Это стало отправной точкой пути, на котором его ждали невероятные вызовы и незабываемые воспоминания.
Нефтяная революция
Работу на промысле сменила научная деятельность. Молодого и амбициозного специалиста пригласили в Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт, где он стал ведущим инженером. Однако сердце Филимонова все так же лежало к северу, где развивались нефтяные месторождения. После долгих раздумий, он принял решение покинуть институт и отправиться на поиски своей собственной дороги.
В 70-е годы Советский Союз стоял на пороге великого переворота в нефтяной промышленности. Северные месторождения, в том числе легендарный Самотлор, стали символами этой эпохи. В начале десятилетия на Самотлоре произошло событие, которое вошло в историю - добыт первый миллион тонн нефти.
«Мои товарищи были уже на севере, - вспоминает Анатолий Андреевич. «В один из приездов меня пригласили в Нижневартовск, где я поступил на работу в управление буровых работ №3. Начинал я работу с помощника бурового мастера, затем эту же бригаду возглавил».
Бурение в экстремальных условиях
Работа на отдаленных нефтяных месторождениях стала для Анатолия Филимонова частью его повседневной жизни. Он начинал на Покачевском месторождении, которое располагалось в 150 км от г. Нижневартовска, на правом берегу реки Аган.
«Дороги на месторождение не было. Оно было летное. А в непогоду мы добирались туда «комплексным способом»: сначала на автобусе до конца бетонки, по болоту 3 км до строящегося моста через реку Аган и там нас встречали», - рассказывает герой.
Погода на Покачевском могла измениться в одно мгновение, и часто оказывалось, что лететь на вертолете было невозможно. Такие моменты могли затягиваться на два или даже три дня, в то время как неутомимые нефтяники на самом месторождении продолжали свою работу, несмотря на суровые условия и переработки на вахте.
Работа Филимонова была невероятно тяжелой. Но здесь не было места страху или колебаниям: «Бурение – это непрерывное производство. Нельзя останавливаться ни днем ни ночью».
Стойкость к экстремальным условиям становилась нормой для Анатолия Андреевича. «Мы переносили самое максимальное это минус 56°C. Практически все останавливается, но производство бурения останавливать нельзя. Надо двигаться и работать. Самое главное в этот момент - чтоб не остановилась котельная, не заморозилась сама буровая».
Гонка за первенство
В то время вся страна жила под лозунгом «Миллион тонн добычи нефти и миллиард кубов добычи газа в сутки».
«Эта фраза стала не просто слоганом, а неотъемлемой частью нашей жизни», - вспоминает Анатолий Андреевич.
Тогда буровые бригады и компании соревновались между собой, чтобы достичь этой амбициозной цели. Каждый чувствовал себя как воин на поле боя, готовый сразиться за победу. Гонка за первенство создавала атмосферу вдохновения и соперничества, которая помогала Филимонову и его коллегам преодолевать любые трудности.
«Мы старались быть лучшими, чтобы наша бригада была впереди, - делится он. - Интересно было следить за процессом соревнования. Каждое утро мы смотрели сводку с различных буровых, отмечали, кто впереди, а кто отстает. Было захватывающе видеть, как наши усилия и мастерство приводят к достижению цели».
Компании были готовы вознаграждать своих сотрудников за успешную работу. В 2003 году Филимонов был премирован автомобилем Волга. «Тогда Волга считалась очень крутой машиной», - делится Анатолий Андреевич.
Эти награды были не просто материальным выражением благодарности, они символизировали признание труда и вклада работников в достижение целей страны.
«Мои ребята, буровики, тоже имели машины. Все были обеспечены квартирами. Все наши старания и труд вознаграждались», - гордо вспоминает он.
Но для буровиков было важно не только заработать, но и принести пользу государству - в то время это было самое главное. Они осознавали, что их труд напрямую влияет на благосостояние и развитие страны.
Перемены и передислокация
1985-1986 годы были временами значительных перемен в карьере Анатолия Филимонова. Он сменил специальность и стал инженером в технологических службах УБР-3.
«Работа буровика очень не легка. Бурение - это самый тяжелый и аварийный процесс. Но если, допустим, работая буровым мастером, я отвечал за одну бригаду, то работая начальником ЦИТС (Центральная инженерно-технологическая служба) я отвечал за работу 12 буровых бригад и 7 бригад освоения. Естественно на мне была большая ответственность», - рассказывает Филимонов.
Тогда происходила передислокация буровых предприятий на отдельные месторождения. Некоторые предприятия были переданы в управление Татнефти, и Анатолия Филимонова и его коллег перевели в объединение Татнефть в г. Нижневартовск. Этот переход не был легким и требовал значительных усилий и ресурсов.
«В нашем УБР снабжение было по остаточному принципу. Мы послали просьбу перевести нас обратно в Нижневартовск в объединение Нижневартовскнефтегаз. В 1986 году мы туда перевелись. Пришлось перебазировать все бригады. Работали только на отдаленных месторождениях: Мало-Черногорском, Гун-Еганском, Тюменском, Новомолодежном», - вспоминает ветеран-нефтяник.
Новые горизонты
После этого Анатолию Андреевичу поступило предложение, которое открыло перед ним новые горизонты. Филимонову было предложено стать главным инженером в УБР-2 Ямаковской экспедиции, находящейся на левом берегу реки Хаби.
Работая в Покачах, Анатолий Филимонов познакомился с Камневым Юрием Михайловичем. Встреча с этим неординарным человеком оказала большое влияние на его дальнейшую карьеру и жизнь. Юрий Михайлович был не только выдающимся буровиком, но и человеком с нескончаемым интересом к науке и исследованиям.
Филимонов с теплом вспоминает о своем друге и соратнике: «Это был выдающийся буровик, неординарный по своей натуре человек, очень грамотный. В 90-е годы он уже возглавлял в Нижневартовске СпецУБР, которое преобразовалось из Управления буровых работ №3 и пригласил меня на предприятие, где я возглавил департамент маркетинга».
То время было для Анатолия Андреевича увлекательным и волнующим, полным вызовов и открытий.
Нефтяные буревестники в эпоху развала СССР
Период 90-х годов в России был временем глубоких перемен, связанных с развалом Советского Союза. Эта эпоха привнесла огромные вызовы и неопределенность в жизнь многих граждан, включая тех, кто работал в нефтяной промышленности.
«Это был период отсутствия объемов работ. Мы практически искали ее самостоятельно. А почему самостоятельно? Потому что мы акционировались, вышли из состава объединения Нижневартовскнефтегаз. У нас было акционерное общество. Естественно, пришлось находить работу где-то вдалеке», - делится Филимонов.
В поисках работы буровые бригады вынуждены были трудиться на удаленных территориях. Работа требовала готовности к долгим командировкам и адаптации к различным условиям труда.
Как вспоминает Филимонов, примерно в то же время были подписаны контракты с Тюменской нефтяной компанией и с объединением Тюменнефтегаз.
«Мы четырьмя бригадами вышли на их месторождения. Это месторождения Северо-Демьянское и Кальчинское. Здесь, в Туртасе нам пришлось строить базу. Мы дали возможность работать нашим предприятиям», - рассказывает нефтяник.
В последующие годы в Тюмени было образовано дочернее предприятие, которое Филимонов возглавлял до 2007 года.
О современном поколении нефтяников
Анатолий Андреевич по сей день не остается в стороне и наблюдает за динамикой изменений, с которыми сталкиваются современные нефтяники.
«Современное поколение намного умнее нас. Им сложнее работать. Совершенно другой подход сейчас. Все технологические процессы более сложные, чем раньше и оборудование – взять, допустим, буровую установку - совершенно другое. Поэтому естественно им тяжело приходится работать. Но тем не менее они справляются. Я интересуюсь, показатели хорошие».
Анатолий Андреевич Филимонов - заслуженный работник Минтопэнерго и почётный нефтяник Тюменской области, участник фонда имени В.И. Муравленко.
Фото: из архива Анатолия Филимонова.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



Татьяна Белецкая

