$86.89 +1.78%
$ 91.98 +0.11
€ 100.24 +0.27
               

Что не так с импортозамещением в нефтесервисном секторе?

27 мая 2022/ 15:08

Москва. Нефтесервис одним из первых попал под западные санкции, отрасль почувствовала на себе ограничения еще в 2014 году. С учетом важности этого сектора экономики работу по замещению импортного оборудования и технологий российскими аналогами целесообразно было активно вести все эти 8 лет, причем системно и с акцентом на высокотехнологичные решения. Однако результаты этой деятельности, по мнению экспертов, оставляют желать лучшего. Более того, некоторые подрядчики уже начали уведомлять крупных заказчиков о возможных сбоях при работе на инфраструктурных объектах. 

До введения экономических санкций США и Евросоюза российские нефтегазовые компании, включая нефтесервис, предпочитали покупать западное оборудование. В результате отечественные производители потеряли многие компетенции в отрасли и не создали качественных аналогов. Только после ввода в 2014 году санкций в стране начали задумываться о собственном производстве. Процесс фактического восстановления российской нефтегазовой промышленности шел тяжело, поскольку потребовал создания новых производственных мощностей, разработку оригинальных технологий, подготовку специалистов.

К отрасли по праву применима точная характеристика результатов программы импортозамещения, данная сенатором Андреем Клишасом: полный провал (в своем Telegram-канале он написал: «Ничего нет, кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах»). Вместе с тем, в сентябре 2021 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщал, что программа импортозамещения реально заработала, а доля российского оборудования в нефтегазовом секторе РФ превышает 60%. Убедиться в том или обратном помогут результаты работы отрасли в ближайшие несколько лет. Беспрецедентные антироссийские санкции, введенные в 2022 году, станут проверкой для всей российской программы импортозамещения, в том числе и в нефтесервисе. Как известно, новые ограничения распространяются не только на технологии по освоению шельфа и трудноизвлекаемых запасов углеводородов, но и оборудования, обслуживающего нефтегазовую инфраструктуру. 

Напомним, что в течение последних трех месяцев «большая четверка» западных нефтесервисных компаний ушла из России. На первый взгляд, данная информация выглядит не слишком пугающей, учитывая, что иностранные компании занимали только 18% всего рынка нефтесервисных услуг. При этом, согласно данным VYGON Consulting, доля Schlumberger составляла 8%, Weatherford - 3%, Baker Hughes и Halliburton — по 2%. Однако надо иметь в виду, что западные компании оставались основными поставщиками высокотехнологичных решений и оборудования в отрасли. Так, в сегменте геофизического исследования скважин (ГИС) зарубежные компании занимали 22%, в сфере интенсификации добычи и методов увеличения нефтеотдачи (МУН) доля российских компаний в рамках импортозамещения увеличилась, но лидерство все равно оставалось за иностранцами. Кроме того, зарубежные компании продолжают лидировать и в поставках программного обеспечения. 

Среди основных вызовов, с которыми несколько лет назад столкнулась отечественная промышленность, было средне- и крупнотоннажное производство СПГ, создание флотов гидроразрыва пластов, системы подводных добычных комплексов на шельфе, роторно-управляемые системы в бурении, сейсморазведочное оборудование, ПО для сейсмосудов, дефицит катализаторов для нефтепереработки. В феврале 2022 года вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал, что к 2024 году планировалось снизить с 85% до 25% зависимость по флотам ГРП. При этом в настоящее время, по словам академика РАН Юрия Соломонова, в России используется 135 флотов ГРП, доля отечественного оборудования в них составляет менее 1%. Фактически отечественные нефтесервисные компании в основном по-прежнему используют иностранную технику.

Так, один из ключевых подрядчиков «Газпрома» Сервисная компания «ИНТРА» в ходе работ по врезке под давлением на газопроводах применяет оборудование английской компании Furmanite, произведенное в США. В настоящее время, оно, как и другое западное нефтесервисное оборудование, попало под экономические санкции. По мнению экспертов, ввиду грядущего дефицита импортной техники и оригинальных запасных частей у ИНТРА возникают риски, связанные с невозможностью своевременно и качественно проводить ремонт и регламентное техническое обслуживание своего оборудования.

Как отмечают в ИНТРА, в ответ на новые вызовы компания продолжает заниматься разработкой, производством и сертификацией собственного российского оборудования. Компания также осуществляет работы по технологии врезки под давлением с помощью иностранного оборудования производства компаний TDW Williamson, Furmanite, которое соответствует требованиям СТО Газпром 2–2.3–116–2016 и внесено в Единый Реестр МТР ПАО «Газпром». По словам представителя ИНТРА, техническое обслуживание иностранного оборудования проводится строго в соответствии с установленными регламентами, однако в компании не уточнили, когда было проведено его последнее техобслуживание и ремонт. Компания продолжает выполнять все запланированные работы с применением технологии врезки под давлением на объектах в штатном режиме согласно заключенным контрактам, качественно и в срок.

Тем не менее, стоит отметить, что в апреле текущего года на производственном комплексе «Интрафит» в Миассе (входит в компанию ИНТРА), где изготавливаются разрезные тройники для ПАО «Газпром», произошло возгорание. Согласно экспертной оценке, наиболее вероятной версией возгорания рассматривается нарушение технологии. Подрядчик «Газпрома» использовал одно и то же масло для смазки станков и закалки деталей. Не исключено, что ЧП стало следствием санкционного дефицита смазочных материалов.

По мнению специалистов, в сложившейся ситуации Газпром может столкнуться с трудностями при проведении безостановочного ремонта газопроводов, более того, это повышает риски аварий на объектах газовой монополии.

Эксперт по недропользованию Научно-технического совета Минприроды Андрей Иванов считает, что решение задачи обеспечения безопасной транспортировки газа требует дополнительного внимания, и в первую очередь Газпрома, как владельца магистральной сети газопроводов.

«Госкомпании необходимо активно включиться в решение проблемы импортозамещения иностранного нефтесервисного оборудования. Сверхзадача для отрасли и государства – полное импортозамещение оборудования и расходных материалов для всего спектра задач на предприятиях ТЭКа», - подчеркнул специалист.

Однако, даже получив отечественные аналоги, быстро предложить рынку требуемые объёмы затруднительно. Необходимо наладить новые деловые связи, провести технологические и технические согласования, испытания, а для этого нужно время.

Андрей Иванов указал и на другую немаловажную проблему, а именно практику отложенных платежей со стороны заказчиков.

"Нефтесервисные компании и производители оборудования и компонентов находятся в «ножницах», когда оплата задерживается на многие месяцы, а зарплату и налоги необходимо платить своевременно и постоянно. Сокращение сроков оплаты и повышение доли авансовых платежей – важнейшее условие оздоровления в отрасли, - заметил эксперт. - Ещё одна проблема: кризис возможностей долгосрочного планирования. Нефтегазовое производство – это проекты на десятилетия. Формирование заказов требует и средне- и долгосрочного прогнозирования, которое идёт по цепочке "геологоразведка - добыча - транспортировка - переработка – сбыт". И на всём периоде работ первых трёх блоков им сопутствует нефтесервис, который, в свою очередь, является заказчиком для производителей оборудования и компонентов. В период же перехода к новому устройству рынка есть очевидные сложности в проектах, эксплуатации и ремонте".

 

Просмотров 11273
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^