Игорь Юшков: Долгий запрет на экспорт топлива чреват сокращением его производства, а значит и дефицитом
Москва. Розничные цены на бензин по всей России растут 11-ю неделю подряд. В опте стоимость топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже регулярно обновляет исторические максимумы в течение всего 2021 года. Индексы цен растут на все виды топлива: бензин, дизельное топливо, мазут, а также стоимость СУГ.
Для стабилизации ситуации Минэнерго вначале скорректировало демпферный механизм на топливо, сейчас рассматривает запрет на экспорта бензина сроком на три месяца.
Помогут ли эти меры сдержать рост стоимости топлива Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
- Основная проблема для российского руководства не в том, что цена на топливо растет, а в том какими темпами она растет. Так как изначально правительство заявляло, что стоимость ежегодно будет увеличиваться в пределах инфляции. В 2021 году уже был сильный рост цен весной, поэтому возможности роста в пределах инфляции фактически исчерпана. Хотя инфляция в России в этому году будет довольно большая. Также ситуация с топливом для руководства страны усугубляется тем, что в сентябре будут выборы, а население сильно раздражается при виде роста цен на АЗС и усиливаются протестные настроения. Недовольства добавляют не только меняющиеся ценники на розничном рынке, но и просто новости о ценовых рекордах на бирже. Хотя повышение стоимости топлива на бирже не гарантирует моментального подорожания бензина в рознице. В итоге ответственность ложится на Минэнерго и Александра Новака как профильного вице-премьера. Соответственно, они используют те инструменты воздействия на рынок, которые у них есть. Один из таких инструментов - запрет на экспорт бензина. Если запереть весь объем топлива на внутреннем рынке, то, как минимум биржа получит дополнительные поставки, и цены снизятся. Но подобные инструменты нельзя использовать слишком долго. Даже три месяца, о которых сейчас идет речь - это продолжительный период. Нефтяники могут просто сократить выпуск бензина в случае нерентабельности его продаж на внутреннем рынке. Запрет на экспорт в этом случае породит дефицит и мы опять вернемся к тому с чего начинали - рост цен на бирже из-за недостаточности поставок.
Но я думаю, что запрет на экспорт - это самый последний инструмент Минэнерго в споре с правительством. Сейчас идет активный спор и стороны могут заключить неформальное соглашение: правительство не запрещает экспорт бензина, нефтяные компании добровольно пускают дополнительные объемы на биржу и сбивают там цены. Тем более, что повышенный спрос на бензин продлится еще 1-2 месяца. Так как в этом году многие люди предпочли поехать на отдых по России на своих автомобилях - к октябрю потребление бензина снизится, что облегчит ситуацию с дефицитом на бирже.
Демпфер в целом помогает регулировать цены на нефтепродукты. Но он работает в основном на уровне ВИНКов. Ведь с лета, когда заработал его обновленный вариант мы видим довольно умеренный рост цен на топливо. ВИНКИ на своих АЗС сдерживают рост цен. Ведь они в большей степени покупают топливо в рамках структур самой компании, а не на бирже. А из-за дефицита и высоких цен на бирже страдают независимые сети.
Важно отметить, что у государства в целом много инструментов, чтобы снизить розничные цены: сократить или отменить акциз на топливо, укрепить рубль, чтобы повысить рентабельность продаж нефти и нефтепродуктов на российском рынке, еще раз изменить демпфер. Но эти меры должны применять Минфин, ЦБ, правительство в целом. Т.е. это не инструменты исключительно Минэнерго. И в итоге мы видим классическую бюрократическую картину, когда одно ведомство выполняет только свои задачи (Минфин пополняет бюджет, ЦБ сдерживает инфляцию и т.д.) и не хочет помогать соседнему ведомству в выполнении его задач. И как это сказывается на состоянии населения отдельному ведомству безразлично, у него есть свой набор целей.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



