$61.12 -0.26%
$ 79.73
€ 93.56
               

Цифровые помощники нефтяников в небе, на земле и под водой

18 мая 2021/ 12:32

Москва. Сегодня практически ни один форум, конференция или круглый стол, решающий вопросы развития топливно-энергетического комплекса как мирового, так и российского масштаба, не обходит тему цифровизации и искусственного интеллекта. За последнее десятилетие компании заметно продвинулись в этом вопросе. И сейчас речь идет не только об «умных скважинах» и автоматизированных системах. Охват применения разработок выходит за пределы цифрового пространства.

Помощник нефтяников – собака-робот

Компания Boston Dynamics разработала нового сотрудника для нефтяных компаний – собаку-робота Spot. Внешне он похож на домашнего питомца. Продукт поступил в продажу осенью 2019 года.

По словам разработчиков, они постарались создать гибкий искусственный интеллект для роботов, чтобы Spot был более эффективными.

Первыми, кто приобрел собаку-робота стала норвежская нефтегазодобывающая компания Aker BP. Главной целью «питомца» станет обследование судов предприятия, сбор данных, создание отчетов, поиск мест коррозии, а главное – обнаружение утечки углеводородов.

Разработчики уверены, что Spot сделает работу на буровой более безопасной, позволит оградить персонал от аварий и отслеживания процессов работы оборудования. При этом, ни для кого не секрет, что роботы смогут выполнять больше работы, - они не подвержены усталости.

Техника передает все данные в реальном времени с помощью видео, также сотрудники предприятия могут удаленно управлять камерами, что дает возможность формировать достаточно полное представление о ситуации на объекте. Компания также планирует в будущем оснастить собаку другими камерами, которые позволят улавливать то, что не видит невооруженный человеческий глаз.

Примечательно, что Spot не боится холода до -20 и жары до +45, ему не страшно попадание воды, пыль. Он ловкий, сильный и может носить тяжести.

Автомобили без водителей - легко

Пожалуй, в наше время беспилотными автомобилями уже никого не удивить. Разработка таких машин началась еще в 2014 году, когда концерн Daimler протестировал аппарат, который мог двигаться по автомогистралям без помощи человека.

В свою очередь, компания Volvo в 2016 году выпустила беспилотные грузовики с акцентом на безопасность и на эффективность. Ведущий грузовик управляет ускорителями и тормозами двух следующих автомобилей. То есть они все вместе ускоряются и замедляются, тем самым исключая задержки, вызванные временем реакции водителя.

В нефтяной отрасли России преимущества грузовой техники смогли оценить сотрудники «Газпром нефти». Компания совместно с отечественными КАМАЗом и ГАЗом провела два цикла испытаний умных машин на Ямале и в Югре. Регионы были выбраны не случайно. Сильные морозы, регулярные осадки, штормовые ветра, сложный рельеф местности - не помеха для данных автомобилей.

Программное обеспечение беспилотных транспортных средств разработано по Европейскому стандарту. Навигационная спутниковая система позволяет высокоавтоматизированным КамАЗам передвигаться по заданным траекториям с точностью до 20 см. Автомобили оснащены четырьмя типами сенсоров: 3D-лидар строит цифровую карту дорог, 2D-лидар сканирует объекты во фронтальной зоне, радар распознает препятствия на расстоянии до 200 метров, камеры с широкоугольным и узкоугольным объективом фиксируют статичные и движущиеся объекты как в ближней, так и в дальней зоне.

Вся информация с сенсоров и систем связи поступает в мозг машины - вычислитель, где происходит обработка входящих данных и формируются команды для управления автомобилем. Чтобы машины в колонне могли принимать управляющие сигналы и общаться между собой, их оснастили промышленным Wi-Fi, LTE и резервным УКВ на случай, если не сработали другие каналы связи. Грузовой караван может достигать 20 автомобилей.

Главным преимуществом беспилотных транспортных средств считается их неограниченная работоспособность.

Читать также
Дроны в помощь геологам и экологам

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) достаточно популярны в разных сферах деятельности. Количество их использования растет быстро. Военные, полицейские и гражданские службы, поисково-спасательные отряды, кадастровые работники – это лишь малая часть тех направлений, которые облегчили свою работу с помощью дронов. Не так давно «Почта России» пробовала внедрить беспилотники в процесс доставки посылок.

Огромную поддержку и помощь оказывают летательные аппараты и сотрудникам нефтегазовой сферы. Многие компании уже активно используют их в своей деятельности, отмечая значительные плюсы в работе.

Крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями, которые активно внедряют в свой производственный процесс беспилотники и уже смогли занять лидирующие позиции в данном направлении считаются BP и Shell. Руководство первой компании уже организовали удаленные центры управления с использованием дронов и сенсорных технологий, Shell, в свою очередь, обеспечила весь производственный процесс «умными» технологиями, включая технологию дронов и сенсоров.

В России сравнительно новые технологии летательных аппаратов освоили компании «Газпром нефть», Газпром и Роснефть.

Если рассмотреть основные сферы деятельности дронов, то становится понятно, что нефтяные компании смогли с помощью новейших технологий в разы упростить себе жизнь. Летательные аппараты помогают получить качественные данные по геологоразведке. Также они помогают контролировать объекты добычи, вести мониторинг текущего состояния строительных площадок на месторождениях и предотвращать аварийные ситуации на объектах.

Это лишь малая часть того, с чем справляются летательные аппараты на производственных объектах. Список работ постоянно расширяется, открывая перед нефтяниками все более важные и полезные качества инновационной техники.

Блокчейн – оплата здесь и сейчас

Эпоха блокчейна в нефтегазовой отрасли стартовала четыре года назад. Многие мировые компании, такие как BP, Shell, Repsol, Газпром, Норникель и «Газпром нефть» запустили на своих площадках пилотные блокчейн-проекты для решения логистических, торговых и финансовых задач.

Использование технологии, по мнению аналитиков, позволяет нефтяникам оптимизировать работу с большими данными, повышать прозрачности и эффективность расчетов, а также помогает сокращать расходы практически на треть.

Блокчейн представляет собой базу данных, в которой информация о проведенных операциях хранится в блоках. Отсюда и название технологии (block и chain, «блок» и «цепь») - цепочка информационных блоков. Каждый новый блок в цепочке хранит в себе информацию о совершенной операции и данные о предыдущем блоке, которые можно проверить с помощью сложных математических вычислений.

Система использует распределенную сеть участников для хранения информации, а не один сервер, поэтому нарушить ее работу практически невозможно. Каждый участник системы имеет доступ только к оговоренному сегменту информации. Все остальные данные шифруются. Блокчейн позволяет осуществлять операции только по заранее утвержденной схеме. Это исключает возможность мошенничества. В системе технически невозможно изменить данные в одностороннем порядке, поэтому отсутствует необходимость сверок. Также обмен данными в системе происходит в режиме реального времени.

Под водой кипит работа

Морское дно содержит в себе много тайн и хранит бесценные залежи нефти и газа. Но, чтобы работы в тяжелых условиях проходила безопасно, весь процесс нефтяникам помогает следить специальная техника.

Помощниками выступили ученые и изобретатели. НПП ПТ «Океанос» представили инициативные разработки в направлении резидентной робототехники морских месторождений. Это автономные подводные аппараты, способные работать на глубинах до 1 км среди донной или пространственной инфраструктуры месторождений. При этом время автономной работы достигает полугода. На аппарат можно также устанавливать различного рода датчики. За счёт систем индукционной зарядки и оптической беспроводной связи они резидентно базируются на доковые станции (автономные или кабельные), входящие в инфраструктуру подводных месторождений.

Ученые отмечают, что использование таких помощников позволяет глобально снизить расходы на проведение робототехнических морских операций.

Фото: dividendoff.net, apptractor.ru, сайт "Газпром нефти", dronedefinition.com, myseldon.com, НПП ПТ «Океанос».

Просмотров 2001
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^