$61.12 -0.26%
$ 79.45 -0.28
€ 93.23 -0.33
               

Наталья Комарова: развитие торфяной отрасли имеет весомые экономические, социальные и экологические преимущества

22 июня 2009/ 16:15
Москва. Сегодня состоялось заседание Высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Открывая работу Совета, председатель Комитета Наталья Комарова, в частности, отметила:
"Темы, предложенные для обсуждения, соответствуют направлениям работы Комитета по выработке предложений в области нормативного правового регулирования в сфере обращения с отходами, повышения эффективности природопользования, в том числе за счет создания благоприятных условий для добычи и использования возобновляемых полезных ископаемых.
Первый вопрос посвящен проблемам обращения с упаковочными отходами.
Если согласиться с тем, что упаковка – это «лицо» товара. А своего рода «зеркалом», показывающим цивилизованность производителей и потребителей упаковки, является то, как налажены сбор и переработка упаковочных отходов.
В большинстве развитых стран ответственность за этот фронт работ делят между собой производители товаров, муниципальные власти и население. Потребители – за раздельный сбор отходов, бизнес и муниципалитеты – за создание надежной и удобной инфраструктуры по рециклингу, начиная от «желтых пакетов» и «синих контейнеров» и заканчивая строительством перерабатывающих заводов.
В России примеров такого партнерства немного. Одна из причин состоит в том, что за производителями не закреплена ответственность за сбор и утилизацию упаковки, и рециклинг редко встроен как звено в производственную цепочку отечественных предприятий. У населения, в свою очередь, по целому ряду объективных и субъективных причин нет стимулов и заинтересованности в раздельном сборе мусора и снижении массы отходов.
В конечном итоге, вся ответственность за утилизацию упаковочных отходов, составляющих примерно четверть твердых бытовых отходов, ложится на плечи муниципальных властей. Как показывает практика, без поддержки региональных властей и бизнеса муниципалитетам редко удается организовать раздельный сбор и вовлечение отходов во вторичную переработку.
Поэтому сегодня по итогам заседания планируется выработать предложения о развитии нормативно-правовой базы, стимулирующей приток инвестиций в отрасль на основе государственно-частного партнерства. Стоит рассмотреть и вопросы эффективного распределения полномочий между государственным и муниципальным уровнями власти в сфере обращения с отходами.
Второй важный аспект – это экономическое стимулирование вторичной переработки упаковочных отходов.
В мировой практике известен большой набор инструментов, помогающих наладить эту работу. И некоторые эксперты высказывают мнение о том, что один из способов решения проблемы упаковочных отходов в России – это присоединение к международной системе сбора и переработки упаковки под эгидой организации «Про Европа», системы «Зеленая точка» и других аналогов. Их работа построена на лицензионных платежах за сбор и переработку упаковочных отходов и, по замыслам разработчиков, все расходы по утилизации упаковки возьмут на себя производители, сняв бремя затрат с государства, муниципалитетов и населения.
Однако опыт стран-участниц показал, что в законах экономики чудес не бывает: стоимость товаров, помещенных в упаковку, маркированную, к примеру, «Зеленым знаком», возрастает ровно на величину платежей, отчисляемых операторам системы. Причем большая часть собираемых таким образом средств идет на обслуживание самих систем, а не на развитие перерабатывающей отрасли.
Читать также
В этой связи, прежде чем брать на вооружение опыт тех или иных стран, нужно определить реальную и адекватную цену за развитие рециклинга и оценить экономическую эффективность применения существующих организационных моделей в сфере обращения с упаковочными отходами. Это позволит сформировать тот «портфель» решений, который будет технически возможен, экономически целесообразен и эффективен в нашей стране.
Отмечу, что «двигателем» развития индустрии вторичной переработки в Европе является то, что для всех стран-членов ЕС Директивой «Об упаковке и упаковочных отходах» еще 15 лет назад установлены требования к безопасности упаковки. Без их соблюдения товар не будет допущен на единый рынок Европейского Сообщества. Кроме того, установлены обязательные квоты по вторичной переработке и утилизации отходов, которые периодически подлежат ревизии и ужесточаются, задавая новые целевые показатели для отрасли. В соответствии с Директивой не менее 60% от общей массы упаковочных отходов должны быть отсортированы и утилизированы, не менее 55% - вторично переработаны, в том числе не менее 20% полимеров.
Сегодня в России такого рода ориентиры установлены только в отношении снижения энергоемкости, и принятое решение буквально за год вывело это направление в число приоритетов государственной политики.
Полагаю, что одним из первых шагов в определении целевых показателей переработки отходов должна стать оценка емкости и перспектив развития рынка вторичного сырья, а также «инвентаризация» научно-технических разработок и технологий в этой сфере. Активное участие в этой работе членов ВЭС и экспертов Комитета может быть очень полезным и востребованным.
В завершении, еще раз подчеркну то, что все эти усилия будут успешны только при наличии своего рода «общественного договора» между населением, бизнесом и властью о совместной борьбе с «мусорной» проблемой. Только тогда стремление предотвратить экологическую угрозу имеет реальные шансы умерить неоправданный рост потребительских «аппетитов».
Вторая тема, вынесенная на повестку сегодняшнего заседания, посвящена проблемам нормативно-правового обеспечения охраны и использования болот и торфяных ресурсов.
Как известно, Россия занимает первое место в мире по запасам торфа, который обладает огромным энергетическим потенциалом и мог бы занять важную нишу в топливно-энергетическом балансе нашей страны. Прежде всего, как местный возобновляемый источник энергии, способный обеспечить бесперебойную работу коммунальных котельных и электростанций без излишних, экономически неоправданных затрат на создание инфраструктуры для традиционно используемых в нашей стране невозобновляемых полезных ископаемых.
Обращу ваше внимание на точку зрения большинства экспертов о том, что развитие торфяной отрасли имеет довольно весомые экономические, социальные и экологические преимущества. Во-первых, это позволит снизить тарифы на услуги ЖКХ. Во-вторых, ускорит развитие малоэтажного домостроения, сняв инфраструктурные ограничения за счет использования для теплоснабжения домов оборудования, работающего на биотопливе. В-третьих, принесет экологические «плюсы» в виде снижения нагрузки на окружающую среду и повышения энергоэффективности.
Потенциал использования торфяных ресурсов очевиден, поэтому по итогам заседания мы планируем подготовить предложения по усилению эффективности государственного регулирования этого перспективного направления".
Рекомендации, подготовленные по итогам работы Высшего экологического совета, будут рассмотрены на ближайшем заседании Комитета.
Просмотров 3492
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^