$73.30 +3.08%
$ 100.68 +0.46
€ 106.08 +0.27
               

Многосторонняя Энергетическая хартия не должна становиться заложником двусторонних переговоров

Ведомости
24 октября 2006/ 09:43
Москва отказывается ратифицировать Энергетическую хартию. Стоит ли России принимать Хартию в нынешнем виде?

Во-первых, уточним понятия. Есть политическая декларация — [Европейская] Энергетическая хартия. Подписана в декабре 1991 г. 50 странами, включая Россию. Представляет собой свод принципов, на базе которых должно развиваться сотрудничество между этими странами в энергетической сфере и приверженность которым неоднократно продекларировали все подписавшие ее государства. В том числе Россия и ЕС (последний раз — в выступлениях Путина и Баррозо на пресс-конференции после встречи в Лахти 20 октября), все страны “Группы восьми” (в документах июльского саммита 2006 г.). Хартия не является юридически обязательным документом.

В развитие этой политической декларации был разработан и в декабре 1994 г. подписан 51 страной, в том числе Россией, юридически обязательный Договор к Энергетической хартии (ДЭХ). Для вступления в силу на территории подписавшей страны требует ратификации ее парламентом. Россия начала ратификационную процедуру в 1996 г., но пока не ратифицировала ДЭХ наряду с Австралией, Белоруссией, Исландией, Норвегией. Наряду с Белоруссией, Россия применяет ДЭХ на временной основе, то есть “в той степени, в которой такое временное применение не противоречит ее (российской) конституции, законам или нормативным актам” (ст.45 ДЭХ). Следует понимать, что ратификация — это объективно длительный процесс (например, Япония ратифицировала ДЭХ только в 2003 г.).

Таким образом, речь не идет о принятии или непринятии Хартии Россией, а о ратификации или нератификации ДЭХ Россией вслед за теми 46 странами ДЭХ, которые его уже ратифицировали. Причем о ратификации ДЭХ именно в его “нынешнем виде” (другого не существует). Предлагать другим странам, которые уже ратифицировали ДЭХ, внести какие-либо изменения в ДЭХ как условие ратификации ДЭХ Россией фактически означает, что этим 46 странам предлагается признать ошибочность их суверенных решений и заново рассмотреть вопрос о ратификации ДЭХ с учетом неких (?) новых (?) возможных (?) предложений…

Реальные озабоченности, которые выражала Россия в отношении ДЭХ в течение всего этого времени (те озабоченности, которые являются обоснованными сомнениями, а не являются результатом невнимательного прочтения ДЭХ или его вольной интерпретации или не относятся к вопросам, вообще находящимся за пределами сферы действия ДЭХ), сводятся к трем вопросам: двум — в отношении транзита и одному — в отношении торговли ядерными материалами. Практический путь решения этих проблем не требует призывов к пересмотру ДЭХ.

“Транзитные” озабоченности касаются потенциально существующей возможности расширенной интерпретации двух положений статьи 7 ДЭХ “Транзит” (о соотношении транзитных и внутренних тарифов и о процедуре согласительного урегулирования транзитных споров), которые могут нанести ущерб российским экономическим интересам. Работа по соответствующему уточнению интерпретации этих положений (ст. 7.3. и 7.6/7.7 ДЭХ) с полным учетом интересов и обоснованных сомнений российской стороны проводится в рамках работы по подготовке протокола к Энергетической хартии по транзиту (любой протокол к Энергетической хартии уточняет, дополняет, расширяет или развивает положения ДЭХ). Такая интерпретация дается в проекте подготовленных на рабочем уровне экспертами России и ЕС “пониманий” по этим вопросам, которые должным образом уточняют соответствующие положения ДЭХ. Значит, вопрос — в быстрейшем завершении проекта Транзитного протокола (зависит сегодня от России и ЕС) или иной форме закрепления этих “пониманий” в отношении статьи 7 ДЭХ “Транзит”. “Мы готовы к ратификации, если переговоры по транзиту будут решены к взаимному удовлетворению сторон”, отмечает министр промышленности и энергетики России В. Христенко.

“Ядерные” озабоченности России не имеют отношения к содержанию ДЭХ, а отражают справедливую озабоченность России — но в отношении прогресса в подготовке двустороннего соглашения между Россией и ЕС, регулирующего торговлю ядерными материалами между ними. Дело в том, что при подписании ДЭХ в декабре 1994 г. торговля ядерными материалами между Россией и ЕС была выведена сторонами из-под многостороннего действия ДЭХ на двусторонний уровень. Но, во-первых, это было сделано суверенным решением России и ЕС и закреплено этими сторонами в специальной двусторонней декларации, являющейся неотъемлемой частью ДЭХ. Во-вторых, регулирование торговли ядерными материалами переводилось в сферу действия Соглашения между Россией и ЕС о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которым (ст. 22 СПС) предусматривалось заключить специальное двустороннее соглашение по этому вопросу к 1 января 1997 г. Однако оно не заключено и по сей день.

При отсутствии такого — подчеркну, двустороннего — соглашения торговля ядерными материалами между Россией и ЕС подпадает под количественные ограничения импорта ядерных материалов в ЕС. С учетом расширения ЕС и приближения срока перезаключения существующих долгосрочных контрактов на поставку соответствующих материалов в “новые” страны ЕС (бывшие страны СЭВ), существует угроза потери Россией соответствующих экспортных рынков. Но это не вопрос “изъянов” многостороннего ДЭХ, а вопрос невыполнения двусторонних договоренностей между Россией и ЕС самими этими сторонами. Надеюсь, в ходе подготовки Соглашения о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС, идущего на смену СПС, такое “ядерное соглашение” будет достигнуто и заключено, но многосторонний ДЭХ не должен становиться заложником успеха или неудач иных двусторонних переговоров между его членами.

ДЭХ, как и любое многостороннее соглашение, имеет много плюсов, в том числе вытекающих именно из его многостороннего характера. Для примера, отметим только один: ДЭХ является сегодня единственным многосторонним межгосударственным инвестиционным соглашением. Он эквивалентен действию 1275 двусторонних инвестиционных соглашений, которые нужно было бы заключить его странам-членам в случае отсутствия ДЭХ. При этом ДЭХ заключен в сфере энергетики (охватывает все энергоресурсы и всю “энергетическую цепочку”), где риски инвестиционного деятельности особенно высоки в силу объективного характера.

Если Россия не ратифицирует ДЭХ, отношения “Газпрома” с Европой будут развиваться по той же модели как и раньше: “Газпром” будет и впредь оставаться надежным поставщиком на европейский рынок (поскольку он заинтересован в этом рынке, обеспечивающем для “Газпрома” основную часть его доходов); европейские компании-покупатели российского газа и исторические партнеры “Газпрома” будут стремиться и впредь заключать с ним долгосрочные контракты на поставку; Еврокомиссия будет продолжать стремиться проводить усиленную либерализацию формирующегося единого внутреннего рынка ЕС по модели, заложенной во Второй газовой директиве, считая эту модель универсальным решением как для стран ЕС, так и не входящих в состав ЕС; политики будут выступать с заявлениями, допускающими различную интерпретацию, на основании которых некоторая часть международной прессы будет и впредь пугать западную общественность “угрозой с Востока” и т.п.

Однако в такой системе разнонаправленных векторов консенсус между Европой и “Газпромом” (Россией) может быть достигнут только на основе сбалансированных подходов, учитывающих обоснованные интересы всех участников “газовой цепочки” — от добычи до конечного потребления. Надежность газоснабжения стран ЕС не может быть обеспечена, если не принимать во внимание интересы производителей, поскольку основу поставок газа в Европу обеспечивают полдюжины уникальных месторождений расположенных в четырех странах (Нидерланды, Норвегия, Алжир, Россия), три последних из которых не являются членами ЕС. ДЭХ является единственным многосторонним международно-правовым инструментом снижения рисков по всей “газовой цепочке”.

Если Россия не ратифицирует ДЭХ — риски будут несколько выше, а значит все элементы “газовой цепочки” будут несколько дороже, что будет означать как меньшую прибыльность бизнеса для компаний, так и более высокую цену для конечных потребителей, в том числе и в Европе.
Просмотров 653
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^