Ледоколы прощаются с СПГ
Как выяснил “Ъ”, «Норникель» и «Росатом» решили строить дизель-электрический ледокол, отказавшись от использования топливной системы на сжиженном природном газе (СПГ). На ледокол хотят установить только российское оборудование, в том числе дизельные двигатели «Трансмашхолдинга» и конвенционные валовые линии вместо импортных винторулевых колонок. Отказ от использования топливной системы на СПГ был ожидаем из-за санкций, говорят аналитики.
«Норникель» и «Росатом» отказались от проекта строительства двухтопливного дизель-СПГ-ледокола, решив строить обычный дизель-электрический ледокол. Компании уже согласовали «тактико-технические данные» судна, заявил 21 июля заместитель главы «Росатома» и руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, выступая на выездной сессии Восточного экономического форума. Ледокол нужен для ледовой проводки судов, перевозящих грузы «Норникеля» по Севморпути.
«Норникелю» требуется замена атомного ледокола типа «Таймыр» (35 МВт), который планируется вывести из эксплуатации в 2027–2029 годах. В сентябре прошлого года «Норникель», «Росатом» и ДЦСС (входит в группу «Роснефть») заключили соглашение о проектировании и строительстве ледокола на дизтопливе и СПГ. Ледокол будет строить верфь «Звезда», входящая в ДЦСС (см. “Ъ” от 3 сентября 2021 года).
«В строительстве дизельных ледоколов необходимо переходить на 100-процентное российское производство. Есть достаточно большие ограничения: реальный дизель — только Д500 Коломенского завода "Трансмашхолдинга" (ТМХ)»,— сказал Вячеслав Рукша. Он отметил, что в России нет азиподных технологий (винторулевые колонки Azipod шведско-швейцарской ABB, объявившей об уходе из России). Компании начинают переговоры с производителями.
В «Норникеле» сообщили “Ъ”, что проект «пришлось видоизменить». Все оборудование будет российского производства, поэтому вместо азиподов будут установлены конвенционные валовые линии. Сейчас стороны работают над проектированием. В компании добавили, что позже смогут раскрыть детали по срокам строительства и условиям финансирования.
Два источника “Ъ” отметили, что проектированием судна займется ЦКБ «Айсберг» (входит в ДЦСС). На проектирование судов такого типа уходит около двух лет. В Минпромторге «не располагают окончательными решениями заказчиков». В «Роснефти» не ответили на вопросы “Ъ”.
В ТМХ сказали “Ъ”, что двигатель Д500 освоен, прошел испытания в 2021 году и может быть использован на крупных морских судах. «Сейчас очередной двигатель собирается для "Росатома". Предполагается, что до конца года будет завершен весь необходимый комплекс испытаний»,— отметили в компании. Возможные доработки двигателя под проект ледокола не будут касаться конструктивных изменений, речь идет только о размещении вспомогательного оборудования, указывают в ТМХ.
Планируется, что новые дизельные ледоколы будут построены серией. Первый будет готов к 2027 году, второй — в 2028-м, третий — в 2029-м и четвертый — в 2030 году.
Из-за санкций сделать топливную систему для СПГ практически не представляется возможным, говорит Надежда Малышева из PortNews. Важно, что российские компании не отказываются от строительства, а оптимизируют проекты и выбирают российских поставщиков. По ее оценкам, строительство ледокола, вероятно, может начаться в 2024 году и завершиться в 2027-м в оптимистичном сценарии.
Двигатели ТМХ близки к серийным образцам, хотя по редукторам к ним могут быть вопросы, связанные с уровнем локализации, отмечает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его мнению, ситуация с электрической движительно-рулевой колонкой сложнее: в Крыловском центре есть наработки, но производителям предстоит провести большую работу с точки зрения возможности конкурировать с винторулевыми колонками Azipod, которые устанавливались почти на всех российских ледоколах и судах с высоким ледовым классом. «Изначально СПГ-технологии планировалось использовать для улучшения экологических параметров проектов, но сейчас в условиях беспрецедентных санкций этот вопрос уходит на второй план. Кроме того, для "Норникеля" неоднозначна экономическая целесообразность использования ледоколов на СПГ»,— считает Михаил Бурмистров.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю