$64.39 +2.14%
$ 81.13
€ 95.1
               

ТЭК не ждет принципиально новых мер поддержки

Коммерсант
20 мая 2020/ 08:41

“Ъ” узнал подробности решений по итогам совещания у президента Владимира Путина 29 апреля о влиянии коронавируса на ТЭК. Так, генкомпаниям так и не удалось добиться отмены моратория на начисление штрафов за неоплату ЖКУ — эта мера исключена из перечня поручений. Нефтекомпании же вновь подняли вопрос о переносе уплаты акциза на топливо с НПЗ на заправки, но Минфин выступает категорически против. Также власти подумают о том, чтобы включить компании нефтесервиса с выручкой более 1 млрд руб. в список системообразующих предприятий.

Проект поручений президента РФ по итогам совещания о влиянии коронавируса на ТЭК от 29 апреля содержит почти все основные пункты, которые “Ъ” описывал 30 апреля. Об этом “Ъ” рассказали источники, знакомые с его содержанием. Документ еще не подписан президентом, но находится на финальной стадии согласования.

Как и писал “Ъ”, нефтяников не будут наказывать за недостижение проектных уровней добычи в связи со сделкой ОПЕК+, возобновившейся с 1 мая. Также формализованы в виде поручений временные меры по запрету на импорт топлива и снижению нормативов его биржевых продаж. Кроме того, правительству поручено до 15 июня создать условия для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин. Предполагается, что банки должны будут профинансировать бурение, а нефтекомпании получат право выкупить эти скважины в будущем. Кроме того, власти до 15 июня подумают о включении в перечень системообразующих предприятий нефтесервисных компаний с годовой выручкой более 1 млрд руб.

Неожиданной оказалась очередная реинкарнация идеи переноса уплаты акциза на топливо с НПЗ (как сейчас) на заправочные станции. По данным “Ъ”, Минфину и Минэнерго будет поручено проработать вопрос до 15 июня. По словам двух источников “Ъ”, инициатором идеи была «Роснефть», но и другие нефтекомпании с ней солидарны. В Минфине же напомнили “Ъ”, что в 2003–2006 годах такой порядок расчетов уже приводил к негативным последствиям: «Значительно усложнилось администрирование акцизов, так как количество налогоплательщиков существенно увеличилось, что стало дополнительной нагрузкой для налоговых органов. Увеличились случаи уклонения от уплаты акцизов, а на администрирование потребовались дополнительные затраты бюджетных средств, что в текущей ситуации особенно критично». В Минфине отмечают, что кредитный риск АЗС несопоставимо выше, чем НПЗ: «это означает, что передача акциза на АЗС неминуемо приведет к снижению собираемости за счет роста недоимки по налогу». В Минэнерго перенаправили запрос “Ъ” в ФНС, в «Роснефти» не предоставили комментарий.

Начисление акциза на весь объем отгруженной продукции приводит к дополнительной нагрузке на производителя, который вынужден уплачивать акциз на топливо еще до того, как оно дойдет до конечного потребителя, замечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Он полагает, что при должном администрировании выпадающие доходы не будут значительными.

Что касается электроэнергетики, то большая часть поручений касается улучшения платежной дисциплины потребителей и минимизации наказаний для генкомпаний за невыполнение обязательств перед энергорынком. Так, генерирующие компании могут освободить от штрафов за недопоставку мощности в 2020-м и 2021 годах при неготовности оборудования из-за нехватки иностранных комплектующих. После закрытия границ усложнился транзит инженеров и комплектующих для иностранного оборудования (см. “Ъ” от 14 мая). Но речь, как поясняют собеседники “Ъ”, идет только о ремонтах на действующих станциях.

Некоторые уступки также могут быть сделаны в пользу «Россетей»: правительство согласилось подумать об усилении ответственности энергосбытовых компаний перед электросетями за неоплату услуг. Вероятно, речь идет об упрощении процедуры лишения статуса гарантирующего поставщика при накоплении задолженности, считает один из собеседников “Ъ”. Также в 2020-м и 2021 годах «Россети» могут освободить от штрафов за просрочку исполнения договоров по технологическому присоединению. В «Россетях» “Ъ” сообщили, что мера по усилению ответственности энергосбытов пока прорабатывается, а влияние текущей ситуации на планы по техприсоединению — анализируется.

Правительство также предварительно согласилось учесть в расчетах тарифов на 2021–2022 годы прямые расходы на противодействие коронавирусу. К ним, в частности, относятся изоляция персонала, приобретение средств защиты, расходы на оборудование, необходимое для работы сотрудников в удаленном режиме и др.

При этом среди поручений нет основной меры, которую ждали генерирующие компании,— снятия моратория на начисление штрафов за неуплату услуг, который сейчас действует до конца года. Его, как писал “Ъ” 1 мая, планировали отменить с 1 июня, но в итоге администрация президента не согласовала подобное решение. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» полагает, что предлагаемые меры минимизируют среднесрочные риски отрасли, связанные с исполнением инвестпрограммы или дополнительными расходами в рамках карантинных мероприятий. Но основная проблема сектора — краткосрочный всплеск неплатежей во втором квартале — остается нерешенной, добавляет он.

Просмотров 1714
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

14.11.2025 Владимир. 70

А на АЗС Роснефть повысилась!

31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились

31.10.2025 Черных Евгений Борисович, 60

А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"

27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ

31.10.2025 Русских Виталий Викторович

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?


^