Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год
Москва. Эпоха углеводородов уходит, наступает эра водорода, основанного на «зеленых» источниках энергии. Так считает генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций» Михаил Юлкин.
«Мы должны перейти на другую модель экономического развития. На модель без выбросов парниковых газов в атмосферу. Нельзя будет использовать горючие ископаемые ресурсы. Наступит эра солнечной, ветро- и гидроэнергии», - рассказал о будущем развитии мировой экономики Михаил Анисимович.
Другой способ нейтрализовать антропогенные выбросы парниковых газов – это высаживать леса, всячески их охранять и защищать от вредителей и пожаров.
Общие климатические цели, предусматривающие ограничение роста температуры на планете в пределах 1,5 -2 градусов от доиндустриального уровня, и переход на новый путь развития с низкими выбросами парниковых газов прописаны в Парижском соглашении. «А как быстро и каким образом к этому прийти, страны выбирают самостоятельно. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но за два градуса мы отмечаем все», - подчеркнул он.
Вместе с тем, Юлкин заметил, что потепление наступает быстрее, чем думали раньше: «Еще лет двадцать назад казалось, что все самое серьезное начнется за пределами 50-х годов, но сейчас выясняется, что все уже началось и происходит прямо на наших глазах».
Средняя температура уже возросла более, чем на 1 градуса. При этом в России теплеет в 2,5 раза быстрее, чем в остальном мире, а на северных территориях, в Арктике - в 4-5 раз быстрее.
Куда уходит мерзлота?
По оценкам экспертов, к 2050 году несущая способность грунтов в Арктике может уменьшиться на четверть, а то и половину. А у нас там сосредоточена нефте- и газотранспортная инфраструктура, которой эти подвижку на пользу не пойдут. Наоборот. По словам Михаила Юлкина, потенциальный ущерб от таяния мерзлоты может достичь 2 млрд долл в год.
«Это если не поплывут города. А если поплывут, потери будут неисчислимы», - рассказал он.
Но опасность таяния мерзлоты не только в этом. Она как большой холодильник, в котором заморожены тонны углеводородов, в частности, метана. Метан на столетнем интервале в 30 раз более опасен, чем СО2, а на коротком (в 25 лет) - в 80 раз. То есть за 20 лет он может очень сильно разогреть планету. А еще этот газ взрывоопасен и в больших количествах вытесняет кислород, а значит, исключат возможность дышать.
За последние 100 лет концентрация СО2 в атмосфере выросла в полтора раза, метана - в 2,5 раза, потеплело на один градус.
«Это очень быстро. Судя по тем данным, которые есть у климатологов, так быстро температура на планете Земле еще никогда не росла, - заметил эксперт. - И у нас остается не так много времени. Мерзлота уже тает, и там, где раньше были льды, сейчас болота. Если мы не затормозим процесс, последствия таяния мерзлоты могут оказаться катастрофическими. Поэтому думать, что делать дальше, надо уже сейчас», - говорит Михаил Анисимович.
По его мнению, развитие Арктики должно быть полностью безуглеродным, а по «Северному морскому пути» должен пойти водород. И это решение может стать хорошим противовесом новому Шелковому пути, который строит и продвигает Китай. Он, кстати, тоже пытается сделать этот транспортно-логический коридор «зеленым», считает Юлкин. «Северный «зеленый» коридор – это уже совсем другая концепция Арктики, с сохранением, насколько это возможно, мерзлоты. Понятно, что льды все равно будут таять, и это будет совсем другая Артика, не такая, как сейчас. Но все-таки она сохранит природную экосистему», - высказывается эксперт.
Михаил Анисимович полностью разделяет мнение Генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша, высказанное им на конференции по климату в Мадриде.
«Ископаемое топливо, - сказал он тогда, - должно навсегда остаться там, где ему и положено быть – под землей».
Когда все началось?
Еще в 1971 году наш соотечественник, ученый Михаил Будыко (на этих днях климатологи как раз отмечают его 100-летний юбилей) предсказал, что в из-за деятельности человека в XX веке начнется глобальное потепление, которое в XXI веке продолжится и достигнет нескольких градусов. Он представлял Советский Союз в рабочей группе авторов доклада Study of Man’s Impact on Climate (SMIC), подготовленного к международной конференции в Стокгольме в 1972 году. Авторы доклада согласились, что человек влияет на климат, но не договорились о том, как - какой эффект в конечном итоге пересилит: потепление от парниковых газов или похолодание от загрязнения атмосферы аэрозольными частицами.
Парниковые газы взяли верх и теперь, по прошествии без малого 50 лет, мы это точно знаем. Михаил Юлкин напомнил, что депутаты Европарламента в конце ноября приняли резолюцию, в которой объявили о чрезвычайной ситуации в области климата и окружающей среды в Европе и мире. Они также призвали все страны ЕС к 2020 году отменить все прямые и косвенные субсидии на добычу ископаемого топлива, во избежание надвигающейся катастрофы.
«Это значит, что если раньше мы рассуждали в терминах «хорошо бы нам сделать, но…», то теперь никаких «но» быть не может. Более тысячи стран и субнациональных образований ( штаты, провинции и города) официально объявляли положение в климатической сфере чрезвычайным», - говорит Михаил Анисимович.
Безуглеродное будущее – какое оно?
Безуглеродная экономика - эта та, в которой нет места ни нефти, ни углю. Возможно, останется природный газ, при условии, что его выбросы при сжигании будут улавливаться и направляться, например, на морское дно или в бывшие угольные шахты для вечного хранения.
Есть еще один вариант – зеленые насаждения, но засадить всю территорию планеты лесами невозможно.
«И вы не сможете заставить леса расти быстрее, чем они умеют это делать, вы не сможете заставить их не гореть. Леса имеют свойство стареть, а стареющие леса ничего не поглощают, а только отдают», - заметил Юлкин.
Соответственно, переход на низкоуглеводную экономику - это полный отказ от ископаемого топлива. И чем быстрее это произойдет, тем лучше, уверен он. «Поэтому мы наблюдаем невероятный объем инвестиций в «зеленую» энергетику. Начиная с 2012 года зеленых энергетических мощностей в мире строится больше, чем угольных, газовых и атомных. В 2018 году на 1 МВт введенных новых мощностей традиционной энергетики приходилось 2 МВт мощностей зеленых», - подчеркнул он.
Грандиозные изменения наметились и в автомобилестроении. Уже сейчас многие страны говорят о запрете автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В некоторых регионах переход на безуглеродное топливо и электрическую тягу начнется с 2025 года, в других - с 2030 года. Во Франции и Китае отказаться от ДВС планируют к 2040 году. «Сейчас идет конкуренция между водородным электромобилем и электромобилем на заряжаемых электрических батареях. Какая технология, в конечном счете, окажется дешевле и надежней, на таких автомобилях мы и будем в основном ездить. А может случиться и так, обе технологии будут востребованы, но каждая в своей нише. Например, фуры будут использовать водородное топливо, а легковые машины - электрическую зарядку. В любом случае эра ДВС подошла к концу, и, когда доля электрического транспорта превысит 10%, начнется необратимый процесс на нефтяном рынке. Никаких 50% ждать не придется, неприятности на рынке начнутся раньше и очень скоро приобретут характер обрушения», - уверен Михаил Анисимович. Об этом говорят и многочисленные прогнозы. В том числе прогноз мирового энергетического развития.
Международного энергетического агентства (МЭА), прогноз развития энергетики мира и России, подготовленный в прошлом году сколковским Энергоцентром, и многие другие. Ясно одно: нынешняя российская экономическая модель свой потенциал роста исчерпала, уверен эксперт.
«Если мир пойдет по траектории глобального энергетического перехода, связанного с климатическим дискурсом, то к 2040-му году Россия потеряет около 20% своего экспорта углеводородов в денежном эквиваленте. И это не самая радикальная оценка. Еще несколько лет назад Европа говорила, что хочет отказаться от российского экспорта на 30% в сравнении с 1990 годом, сейчас же речь идет уже о 55%. За десять предстоящих лет это глобальный переход», - считает Юлкин.
Что будет с нефтяниками?
Российские нефтяники консервативны , у них есть своя, правильная гордость. В то же время многие иностранные нефтяные корпорации начали охоту за «зелеными» активами.
Выходят на зеленую стратегию Shell, BP, Total. Некоторые корпорации делают ребрендинг, чтобы уйти углеводородной лексики даже названии компании. Например, крупнейшая нефтегазовая компания Норвегии Statoil ASA сменила имя на Equinor. А крупней датская нефтегазовая компания Danish Oil and Natural Gas (DONG) теперь называется Эрстед (Ørsted) по фамилии датского ученого-инноватора и изобретателя, открывшего явление электромагнетизма.
У российских нефтяников тоже есть подвижки в этом направлении, хотя и не такие глобальные. Михаил Анисимович рассказал, что в этом году принимал участие в конференции, организованной компанией Татнефть в Альметьевске, где едва ли не центральным вопрос был вопрос о жизни после нефти. «Когда нефтяная компания центральную панель научного форума называет «Жизнь после нефти», это о многом говорит. Когда Татнефть вводит в совет директоров иностранного руководителя, отвечающего за экологию и климат, это тоже о многом говорит. В ходе конференции организаторы проводили опрос на тему о том, как будет выглядеть энергетика через 20 лет, и большинство участников, сидящих в зале (а это были нефтяники) проголосовало в пользу ВИЭ», - рассказал он.
Как развивать ВИЭ в России?
России нужно попытаться использовать энергетические мощности, которые уже есть, например, гидро -и атомную энергетику. «Можно делать «зеленый» водород иэкспортировать его по трубам того же Газпрома в Европу», - предположил Юлкин. Это и Газпром предлагал пару лет назад в качестве своего возможного вклада в декарбонизацию европейской экономики. Речь шла о переходе с природного газа сначала на метановодородную смесь, а затем, ближе к 2050 году на чистый водород. Но лучше все-таки экспортировать технологии. XXI век – это век знаний и технологий. Тот, кто ими обладает, тот на коне. Тот, у кого технологии лучше, тот, в конечном счете, и выигрывает.
«Да, климат быстро меняется, да, принимаются жесткие меры для перехода на другую модель экономики, которая позволит избавиться от выбросов парниковых газов и предотвратить развитие событий по катастрофическому сценарию. Но эта новая модель требует и от нас решительных шагов. Только так мы сможем сохранить свою роль в международном разделении труда, место на глобальных рынках и значение в мировой экономики. А иначе с надеждами на экономический рост и повышение доходов придется проститься», - уверен эксперт.
Тему глобального потепления и изменения климата 18-19 марта 2020 года обсудят в Нижневартовске на форсайт-форуме «Нефтегаз-2020. Инновации. Экология. Климат». Мероприятие организовано по инициативе АНО "Союзнефтегазинновации", при поддержке администрации города Нижневартовска и крупнейших предприятий нефтегазового комплекса региона.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".
Я доктор наук, последние 30 лет занимаюсь моделированием мерзлоты и оценкой рисков для инфраструктуры. Всегда удивляюсь, с какой легкостью "эксперты" без всяких расчетов называют какие-то немыслимые суммы ущерба. Мы с коллегами анализировали данные наблюдений, проводили расчеты, опубликовали множество работ на эту тему, интересующиеся могут их почитать на нашем сайте permafrost.su. Проблема, действительно, существует, но оценки многомиллионных долларовых ущербов, взятые "с потолка", совершенно неверны. Есть хорошо работающие инженерные меры по укреплению фундаментов на мерзлоте, охлаждающие устройства (термосифоны), которые прекрасно помогают справиться с увеличением температуры мерзлоты, да и много других простых технологий.
Я 20 лет работал с упомянутым в статье академиком М.И. Будыко, был его заместителем, сейчас руковожу созданным им отделом изменений климата. Будыко такой безответственности никогда не допускал. Но он, как и я, принадлежит к поколению ученых, не болтающих попусту для привлечения внимания. Словом, удивляюсь я, читая этого "эксперта". Ему бы в "Московском комсомольце" работать, там любят таких паникеров.