$75.17 +1.25%
$ 102.58
€ 107.43
               

Росатом готов потратить $7 млрд на морские перевозки

Ведомости
21 ноября 2019/ 11:31

Амбициозные планы госкорпорации «Росатом» по вхождению в новый для нее бизнес морских перевозок изложены в презентации для банков. «Ведомости» ознакомились с ней, подлинность данных подтвердили два банкира и человек, близкий к одной из структур «Росатома».

«Росатом» собирается стать одним из 15 крупнейших морских перевозчиков в мире, ставится цель в презентации. Возить он планирует грузы из Юго-Восточной Азии в Европу по Северному морскому пути, перехватив часть грузов с южного пути – из Азии в Европу через Тихий и Индийский океаны, Суэцкий канал, Средиземное море и Гибралтарский пролив. Грузопоток южного пути составляет примерно 1 млрд т в год, в том числе 570 млн т контейнерных грузов, говорится в презентации, «Росатом» рассчитывает на 72 млн т грузов в год, в основном контейнерных – 43 млн т.

Используя Северный морской путь, можно на 10–32% сократить время в пути из крупнейших азиатских портов (Гонконг, Шанхай, Йокогама, Пусан, Тяньцзинь) в главные европейские гавани (Роттердам, Копенгаген, Гавр, Саутгемптон, Гамбург), рассчитывает «Росатом». Если госкорпорации удастся выполнить планы, то в контейнерном сегменте она догонит мирового лидера – датскую Maersk, которая в 2018 г. перевезла 40–43 млн т контейнерных грузов. Доставлять грузы Северным морским путем действительно намного быстрее, чем южным, согласен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, но экономия в деньгах «будет частично съедаться из-за дорогих ледокольных услуг», к тому же в ледовых условиях сроки могут непредсказуемо меняться.
«Росатом» занимается добычей и обогащением урана, строительством и эксплуатацией атомных электростанций, его дочернее ФГУП «Атомфлот» – единственный в России заказчик и эксплуатант атомных ледоколов. Сейчас госкорпорация перевозками не занимается, ее ледоколы лишь проводят суда по Севморпути. В 2018 г. она провела 331 судно суммарной вместимостью 12,7 млн т.

«Росатом» серьезно настроен реализовать проект, уверяют двое собеседников «Ведомостей». Морские перевозки он хочет запустить уже в 2020 г., к 2023 г. довести выручку от них примерно до $700 млн в год, к 2025 г. – до $4 млрд, а с 2026 г. выйти на пиковое значение в $5,6 млрд, говорится в презентации. Это лишь вдвое меньше выручки всего гражданского дивизиона госкорпорации в 2018 г. – 770 млрд руб. Выручка «Росатома» от производства атомных вооружений не раскрывается, Промсвязьбанк оценивает ее примерно в 240 млрд руб. за 2018 г.

Президент Владимир Путин поручил к 2024 г. увеличить перевозки по Севморпути до 80 млн т – в прошлом году они были в 4 раза меньше. В первую очередь по нему будет перевозиться экспортный российский СПГ. Необходимость загрузить Севморпуть – один из мотивов «Росатома» заняться перевозками, признает человек, близкий к одной из структур госкорпорации. «Росатом» хочет к российским грузам добавить транзитные грузопотоки, доля наливных грузов в транзите будет всего 11%, говорится в презентации.

За расходами госкорпорация не постоит: капитальные вложения составят $6,97 млрд, из них $5,76 млрд будет вложено в строительство современных грузовых судов, остальное – в модернизацию портовой инфраструктуры, ремонт флота и плавдоки. Финансировать проект, в том числе создание флота, «Росатом» будет собственными средствами, банковскими кредитами и реинвестируя денежные потоки проекта – в пропорции 21, 50 и 29%, указано в презентации.

«ВТБ – давний партнер «Росатома», в том числе кредиты ВТБ составляют 100% кредитного портфеля «Атомфлота». Банк рассматривает возможность финансировать строительство атомных ледоколов и других арктических проектов госкорпорации», – говорит представитель ВТБ. Представители Сбербанка, Газпромбанка и Промсвязьбанка от комментариев отказались. Представитель «Росатома» не ответил на запрос «Ведомостей».

 

Каким должен быть флот, в презентации не говорится, но для перевозки только контейнерных грузов понадобится свыше 55 контейнеровозов ледового класса. В России такие суда не строятся. Строительство крупнотоннажных судов – долгий процесс и конкуренция во всех сегментах морских перевозок очень высока, сильный игрок всегда может зафрахтовать флот или купить суда – дефицита на рынке как минимум нет, указывает топ-менеджер судоходной компании. В 2018 г. на вторичном рынке было продано свыше 300 танкеров, сумма сделок составила почти $5 млрд, сказано в годовом отчете «Совкомфлота» (специализируется на перевозках нефти, нефтепродуктов и СПГ). «Росатому» еще не приходилось работать на таких глобальных и высококонкурентных рынках, как морские перевозки, предупреждает Бурмистров. Едва ли государственная корпорация будет конкурентоспособна на нем в одиночку, ей потребуются серьезные партнеры, например та же Maersk, добавляет он.

Своим конкурентным преимуществом «Росатом» называет наличие ледокольного флота. Сейчас у него четыре атомных ледокола, кроме того, для «Атомфлота» в основном за счет бюджета строится пять ледоколов мощностью 60 МВт общей стоимостью примерно 230 млрд руб. Они будут сдаваться со следующего года. В два из этих ледоколов «Атомфлот» вложит собственные 55 млрд руб. Также в 2020 г. бюджет начнет финансировать строительство суператомохода «Лидер» мощностью 120 МВт и стоимостью около 100 млрд руб. До сдачи «Лидера» в 2027 г. Россия не сможет конкурировать за транзитные потоки из-за нехватки ледокольного флота, указывает Бурмистров: сдаваемые в ближайшие годы атомоходы смогут обеспечить только вывоз СПГ «Новатэка». Проект «Новатэка» «Ямал СПГ» производит 18,5 млн т СПГ в год, с 2023 г. начнут сдаваться очереди второго проекта компании – «Арктик СПГ – 2» мощностью 19,5 млн т.

Просмотров 3334
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^