Создание ледокольного флота позволит экспортировать российский СПГ в любую точку мира
Терминал Gate в порту Роттердама становится лидером в Европе по перевалке российского СПГ. В понедельник танкер "Кристоф де Маржери" доставит на терминал в Нидерландах пятую партию сжиженного газа, отгруженную в рамках проекта "Ямал СПГ". Gate может стать основным хабом (распределительным центром) для российского СПГ в зимний период, когда поставки по Северному морскому пути невозможны. Создание ледокольного флота позволит экспортировать российский СПГ с Ямала в любой регион мира круглый год без перевалки на европейских терминалах и минуя посредников.
В Азию через европейские терминалы
Экспорт российского СПГ c Ямала зимой возможен только через терминалы Северо-Западной Европы, где происходит перевалка сжиженного газа с танкеров ледового класса на обычные танкеры, которые доставляют груз на другие более доходные рынки. С момента пуска в эксплуатацию первой очереди проекта "Ямал СПГ" мощностью 5,5 млн т/г в декабре 2017 года были отгружены 14 танкерных партий объемом свыше 1 млн тонн.
Вторым крупнейшим терминалом после Gate является принадлежащий Engie Montoir на западном побережье Франции, куда было доставлено четыре партии СПГ с Ямала.
Сейчас все партии СПГ с Ямала реализуются исключительно на спотовом рынке. По заявлениям представителей "Новатэка" NOTK, основного акционера "Ямала СПГ", поставки по долгосрочным контрактам должны начаться в апреле этого года.
Для транспортировки российского СПГ с Ямала были построены танкеры ледового класса, которые могут использоваться на Северном морском пути. Однако использование таких танкеров не позволяет осуществлять поставки по Севморпути в восточном направлении в зимний период из-за сложной ледовой обстановки.
"Ямал СПГ" подписал с компанией Fluxys 20-летний контракт по перевалке сжиженного газа в объеме до 8 млн т/г на терминале в бельгийском порту Зеебрюгге, который обладает необходимой инфраструктурой и мощностями.
Gate не имеет долгосрочного соглашения об оказании логистических услуг с российскими производителями СПГ. По словам коммерческого директора Gate Стефаана Адриаенса, изначально предполагалось использовать нидерландский терминал исключительно в качестве резервного варианта для обеспечения арбитражных (из одного региона в другой) поставок. Изначально планировалось осуществлять перевалку только одной партии СПГ в месяц. Но руководство Gate сделало "предложение, от которого невозможно было отказаться", чтобы привлечь большие объемы СПГ из России.
Однако российский газ после перевалки перепродают конечным потребителям в других регионах в основном посредники – международные энергетические трейдеры, владеющие мощностями на европейских терминалах.
Установленная мощность терминала Gate составляет 8,5 млн т/г (12 млрд куб. м/г), но в случае необходимости может быть увеличена на треть – до 11,3 млн т/г (16 млрд куб. м/г). В прошлом году Gate принял 1,99 млн тонн СПГ, включая 701 тыс. тонн, которые были "реэкспортированы" после перевалки. Таким образом, Gate может значительно увеличить прием российского СПГ в этом и последующие годы, когда будут введены в строй вторая и третья очереди "Ямал СПГ".
Юго-Восточная Азия – самый перспективный рынок СПГ
Несмотря на установившуюся холодную погоду в Европе и последовавший за этим скачок цен на природный газ, самым привлекательным рынком для производителей СПГ остается Юго-Восточная Азия. На четыре страны этого региона – Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань – приходится свыше 60% мирового импорта СПГ. При этом, спотовые цены на природный газ в регионе достигают максимальных значений именно в зимний период. В прошлом месяце партии СПГ с поставкой в первой половине марта торговались в диапазоне $10,7-11/млн BTU.
В январе 2018 года поставки СПГ в Японию достигли максимального объема за последние пять лет, достигнув 8,7 млн тонн, а импорт в Китай вырос до исторического максимума – 5,14 млн тонн.
В прошлом году Китай стал вторым крупнейшим импортером СПГ в мире, обогнав Южную Корею. Объем поставок превысил 38 млн тонн. В этом году рост спроса на природный газ в Китае продолжится в связи решением правительства сократить использование угля в промышленности и жилищном секторе. Западные эксперты уже делают прогнозы, что увеличение спроса в Китае может изменить баланс спроса и предложения на мировом рынке и приведет к дефициту природного газа.
Специалисты CNPC прогнозируют рост импорта газа в Китай на 10% в 2018 году – до 105 млрд куб. м. При этом, объем поставок СПГ превысит импорт трубопроводного газа, составив более 55 млрд куб. м (≈40 млн т).
Для экспорта СПГ нужен "Лидер"
Если акционеры "Ямал СПГ" хотят повысить эффективность продаж своей продукции, то они должны осуществлять поставки на рынок Юго-Восточной Азии круглогодично и напрямую, исключая посредников и перевалку на европейских терминалах. В зимний период без ледокольного сопровождения движение танкеров по Северному морскому пути невозможно.
Для доставки груза СПГ из порта Сабетта на Ямале до пункта назначения в Северо-Западной Европе и обратно требуется 16-18 суток. Транспортировка СПГ в Японию или Южный Китай длится от 38 до 44 суток, если ледовая обстановка благоприятная. В зимний период, когда толщина льда на Северном морском пути достигает двух метров, только мощный ледокол сможет обеспечить движение судов с коммерческой скоростью – не менее 10-12 узлов в час.
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся три универсальных ледокола мощностью 60 МWt. Однако в России существуют планы создания ледокола "Лидер" – самого крупного в мире – с ядерной силовой установкой, мощность которой достигнет 120 МWt. Ширина этого ледокола превысит 50 м, что обеспечит проводку СПГ-танкеров дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, способных перевозить до 200 млн куб. м газа.
В настоящее время вопрос финансирования строительства "Лидера" обсуждается на самом высоком уровне. Стоимость строительства "Лидера" оценивается в огромную сумму 70-80 млрд рублей, реализация такого проекта невозможна без участия государства.
По мнению экспертов, для бесперебойного движения судов по Северному морскому пути в зимний период необходима флотилия из трех ледоколов типа "Лидер".
Заинтересованность к "Лидеру" проявляет "Новатэк", который должен обеспечить эффективные продажи СПГ, производство которого будет расти быстрыми темпами. До конца 2019 года компания введет в строй вторую и третью очереди "Ямал СПГ" мощностью 5,5 млрд куб. м каждая.
Кроме того, "Новатэк" намерен построить еще один завод "Арктик СПГ-2" мощностью 18 млн т/г. и терминала для перевалки СПГ на Камчатке с целью обеспечения стабильных поставок в Юго-Восточную Азию. Оба проекта должны быть завершены до 2025 года.
Наличие мощного ледокольного флота гарантирует экспорт российского СПГ на мировые рынки круглый год напрямую – без посредников и перевалки через европейские терминалы – что позволит успешно конкурировать на рынке Юго-Восточной Азии с американскими и австралийскими компаниями.
Владимир Путин во время выступления перед Федеральным собранием сказал, что ключом для развития Арктики и Дальнего Востока должен стать Северный морской путь. "К 2025 году его грузопоток возрастет в десять раз – до 80 миллионов тонн", - особо подчеркнул российский лидер.
Большую часть этого грузопотока составит СПГ, произведенный в российской Арктике.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю