$72.81 -0.27%
$ 108.01 +2.95
€ 113.09 +2.6
               

Обострение отношений ЕС и Турции может вдохнуть новую жизнь в проект Бургас – Александруполис

09 августа 2016/ 15:19

После попытки государственного переворота в Турции снова встал вопрос обеспечения стабильности грузопотока через турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы. Риск прекращения транзита из-за обострения внутриполитической обстановки в Турции может заставить российские и зарубежные нефтяные компании перенаправить свои экспортные потоки нефти по другим направлениям. Если российские нефтяники способны осуществлять бесперебойные поставки за рубеж, используя профицитные экспортные мощности "Транснефти", то у западных компаний могут возникнуть серьезные проблемы. 

В таких условиях Болгария вновь подняла вопрос строительства трубопровода Бургас – Александруполис для поставок нефти в обход проливов. Вопросы сотрудничества в области энергетики обсуждались во время телефонного разговора между президентом РФ Владимиром Путиным и премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым. 

ТЕСНЫЕ ПРОЛИВЫ

Идея строительства трубопровода возникла в середине 90-х годов. Стремительный рост добычи нефти в России и прикаспийских государствах требовал создания новых экспортных маршрутов. Поставки углеводородного сырья из России в то время осуществлялись только в западном направлении по системе, созданной в советские времена - через порт Новороссийск на юге, терминал в латвийском Вентспилсе на Северо-Западе, а также по трубопроводу "Дружба" в страны Восточной Европы. 

Наличие экспортных мощностей в Новороссийске не являлось полным решением проблемы, поскольку грузопоток проходил через турецкие проливы, где существовали серьезные ограничения, наложенные Анкарой. Несмотря на конвенцию Мотре 1936 г., согласно которой торговые суда всех стран в мирное время имеют право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако, Турция, пользуясь положениям конвенции о соблюдении санитарных норм, установила жесткие правила для крупнотоннажных судов, прежде всего нефтяных танкеров. 

По этим правилам танкеры, перевозящие нефть и нефтепродукты, имеют право прохода через проливы только в светлое время суток. Из-за этого в зимний период, когда световой день короткий, время ожидания разрешения на проход достигает двух недель, что существенно увеличивает транспортные издержки и ставит под угрозу доставку грузов потребителями в срок. Кроме того, крупнотоннажные суда могут проходить проливы только с турецким лоцманом на борту, что стало хорошим источником пополнения бюджета для Анкары. 

Ситуация усугубилась после запуска в эксплуатацию в конце 2001 г. нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который соединил гигантское нефтяное месторождение Тенгиз на Западе Казахстана с морским терминалом Ново-Озереевка под Новороссийском. КТК вышел на проектную мощность 28,2 млн т/г уже в 2004 г. В прошлом году экспорт казахстанской и российской нефти через Ново-Озереевку достиг 42,76 млн т. 

ТРУБА В ОБХОД 

Решением проблемы "узкого места" мог бы стать проект нефтепровода Бургас – Александруполис. Согласно проекту, нефть, добываемая в России и Каспийской регионе, на танкерах доставляется в болгарский Бургас и по трубопроводу в обход турецких проливов перекачивается в греческий порт Александруполис на побережье Эгейского моря, откуда сырье может отгружаться потребителям по всему миру.  Глубина моря в районе Алексанруполиса позволяет принимать супертанкеры типа VLCC дедвейтом свыше 200 тыс. т. 

Инициаторами строительства стали Греция и Болгария, но только после присоединения России в лице "Транснефти" проект стал реальным. В 2007 г. специально под проект была создан "Трубопроводный консорциум Бургас – Александропулис", в число акционеров которого кроме "Транснефти" вошли "Роснефть" и "Газпром нефть". Протяженность трубопровода составляла всего 285 км, пропускная способность – 35 млн т/г с возможностью увеличения до 50 млн т/г. 

Российским компаниям в проекте Бургас – Александруполис принадлежало 51,7%, Греции и Болгарии – по 24,15%. Российские участники брали на себя обязательство обеспечить финансирование строительства трубопровода, стоимость которого оценивалась в $1,2 млрд. В начале 2007 г. Россия, Греция и Болгария в Афинах подписали межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода. 

БОЛГАРСКИЙ САБОТАЖ

При условии получения всех необходимых разрешений и согласований "Транснефть", которая уже имела опыт реализации крупных проектов, могла завершить строительство нефтепровода Бургас - Алексанруполос в течение нескольких месяцев. Однако, реализация проекта столкнулась с непреодолимой преградой – враждебной позицией нового болгарского правительства. 

Бойко Борисов ставший премьер-министром Болгарии в 2007 г. вопреки подписанным соглашениям и экономической целесообразности заявил, что проект Бургас – Алексанруполос не выгоден его стране. В итоге, в конце 2011 г. правительство София приняла решение отказаться от строительства нефтепровода, сочтя его "экономически необоснованным".  

УГРОЗА ДЛЯ ТРАНЗИТА

Во время попытки государственного переворота в Турции проход танкеров через Босфор был остановлен, но вскоре движение судов возобновилось, что было подтверждено данными системы мониторинга Marine Traffic. 

Нестабильная ситуация и резкое обострение отношений между Анкарой и Западом увеличивают риски сбоев поставок нефти из России и стран Каспийского региона на международный рынок. После последних событий в Турции опасность прекращения транзита через проливы начали осознавать в Европе. 

Глава "Транснефти" Николай Токарев 19 июля сообщил, что возглавляемая им компания получила официальное уведомление от Болгарии о планах возобновить проект Бургас – Александруполис. 

Однако, за последние несколько лет ситуация на нефтяной карте России кардинально изменилась.  Были построены нефтепроводы в Приморск и Усть-Лугу – БТС и БТС-2 – что позволило не только полностью отказаться от транзита через прибалтийские государства, но и создать профицит экспортных мощностей на западном направлении. 

После получения уведомления из Софии Токарев во время встречи с представителями прессы сообщил, что "Транснефть" способна, в случае кризисной ситуации, направить весь объем нефти и нефтепродуктов, который отгружается в Новороссийске по другим западным маршрутам. 

"Я не вижу серьезных рисков для наших нефтяников и для КТК в том числе, если какая-то коллизия произойдет в проливах", - заявил глава "Транснефти". В случае возникновения "внештатной" ситуации в проливах "Транснефть" может предложить альтернативные маршруты для российских компаний, чего не скажешь об иностранцах – в первую очередь об американцах, добывающих нефть в Западном Казахстане. 

Заявление Токорева свидетельствует о нежелании "Транснефти" возродить проект Бургас – Алексанруполос, в котором сейчас заинтересована не Россия, а европейцы и американцы. Вероятно, отказ со стороны "Транснефти" заставил болгарского премьера напрямую позвонить Путину, чтобы возобновить "энергетический диалог". 

СТРАХОВКА НА БУДУЩЕЕ

Болгария вынуждена подняла вопрос о возрождении проекта Бургас – Александруполос, поскольку, судя по всему, получила отмашку из Брюсселя. ЕС переосмысливает свои отношения с Турцией и опасается растущей энергетической зависимости от этой страны-транзитера. Кроме проливов Босфор и Дарданеллы Анкара контролирует трубопроводы Баку – Тбилиси – Джейхан и Киркук – Джейхан, по которым на мировой рынок поставляется нефть из Каспийского региона и Ирака. Строящийся "Южный энергетический коридор", предназначенный для поставок газа из Азербайджана в Европу, также проходит по турецкой территории. 

Кроме того, в будущем поток наливных грузов через проливы может значительно увеличится. После завершения расширения КТК поставки по этому нефтепроводу увеличатся более чем в 1,5 раза - до 67 млн т/г. Объемы экспорта нефти из России также растут, в том числе через Новороссийск. В январе – июле 2016 г. объем поставок российской нефти в страны дальнего зарубежья увеличился на 6,4%, составив 138,42 млн т.  Объем отгрузок только российской нефти в Новороссийске достиг 13,88 млн т – на 3,3% больше, чем за тот же период 2015 г. Кроме российской нефти через Новороссийск экспортируется сырье, добываемое в Казахстане, Азербайджане и Туркмении. 

В настоящее время "Транснефть" реализует проект строительства трубопровода "Юг", мощность которого к 2020 г. может достичь 15 млн т. Этот трубопровод позволит НПЗ Поволжья поставлять дизельное топливо в Новороссийск для экспорта на рынок Средиземноморья. 

"Роснефть" после окончания в 2017 г. модернизации Туапсинского НПЗ мощностью 12 млн планирует 90% продукции отгружать потребителям за рубежом. Ряд других российский нефтяных компаний также намерены увеличить экспорт нефтепродуктов в южном направлении – через черноморские терминалы. 

Очевидно, грузопоток через турецкие продукты в ближайшие годы значительно возрастет, что может привести к сбоям в поставках из-за увеличения времени, необходимого для прохода через Босфор и Дарданеллы. В этом случае нефтепровод Бургас – Александруполос может решить проблему турецких проливов и стать страховкой от "капризов" Анкары не только для западных компаний, но и для российских нефтяников, заинтересованных в обеспечении надежности экспорта нефти и нефтепродуктов. 

Прайм

Просмотров 2251
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^