Нефтяникам установят квоту социальной ответственности
Вчера Минэнерго направило в правительство проект поручения по введению обязательства продавать на внутреннем рынке фиксированную часть топлива, производимого в стране.
«Минэнерго России считает нужным отметить, что нефтяные компании свободны в принятии решений по выбору оптимальных направлений поставок нефтепродуктов. Вместе с тем анализ ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сложившейся в июле 2013 года, показал, что деятельность компаний не всегда является социально-ответственной. Кроме того, существует технический лаг по прекращению поставок на экспорт, связанный с наличием у компаний контрактных обязательств», – цитирует проект поручения Интерфакс.
Таким образом, решение задачи, поставленной правительственной комиссией по ТЭКу, перешло в активную фазу административных действий. Согласно проекту документа, Минэнерго планирует предложить нефтяным компаниям обеспечить поставки на внутренний рынок автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей в процентах от производства, соответствующих доле внутреннего потребления в прогнозе социально-экономического развития страны, начиная с 2014 года. Необходимость регулирования топливного рынка авторы документа объясняют тем, что действующая редакция четырехстороннего соглашения между Минэнерго, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями не устанавливает конкретных обязательств последних по поставкам топлива российским потребителям. Цифры не названы, но эксперты полагают, что объемы фиксированных продаж могут составить более 50% дизтоплива и до 95% бензина, производимых российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ).
«Существующий механизм не является гарантией обеспечения внутреннего рынка качественными моторными топливами, что было заявлено в качестве одной из целей реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, источником финансирования которой является налоговый режим 60/66 и дифференцированная ставка акцизов на моторное топливо разных экологических классов. В сложившихся условиях премия внутреннего рынка формируется только для автобензинов класса 5, доля которого высока (более 60%), но не абсолютна», – говорится в сообщении Минэнерго. В случае положительного решения правительства новые правила вступят в силу во втором квартале 2014 года.
Следует сказать, что алгоритм насыщения российского топливного рынка, предлагаемый Минэнерго, на поверку не столь уж оригинален. В 1990-х годах рост цен на бензин тоже пытались сдерживать, опираясь на административный ресурс. В частности, были введены так называемые балансовые задания. Смысл их в том, что экспорт нефти был запрещен для каждой компании до тех пор, пока компания не выполняла обязательства по поставкам внутри страны. Ограничения были сняты как нерыночные, поскольку нефтяная отрасль России рисковала погрузиться в миллиардные долги. Не исключено, что история может повториться. Аналитик по нефтегазовому сектору «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что регуляторная деятельность ничего хорошего отечественному топливному рынку не сулит. Он признался, что не понимает, зачем понадобилось вводить какие-то новые правила и запреты, когда уже есть защитные механизмы – здесь и заградительные пошлины, и неформальное соглашение правительства с нефтяными компаниями. Для автомобильного бензина определение объемов фиксированных продаж в принципе не актуально, поскольку почти все, что производят российские НПЗ, в России же и продается. С дизтопливом картина иная. У нас его производят более чем достаточно. А излишки экспортируются. Введение ограничений на зарубежные поставки, полагает Кокин, может изменить картину. Внутренние цены, возможно, и пойдут вниз, однако это чревато снижением доходности и, как следствие, сокращением объемов производства. Поэтому есть сомнения, что предложения Минэнерго будут приняты. «Думаю, все еще десять раз поменяется», – говорит Кокин.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждает, что «балансовые задания» как таковые не возвращаются. Просто нефтяным компаниям, для которых экспорт выгоднее, Минэнерго хочет напомнить, что первичными для них должны быть обязательства по поставкам на внутренний рынок. «Все кризисы у нас начинались из-за нарушения баланса спроса и предложения. Как только снижались объемы поставок бензина и дизтоплива внутри страны, тут же возникал ажиотажный спрос и росли цены. В июле-августе прошлого года, например, оптовые цены на бензин повысились сразу на 30%. Ну а вслед за ними пошли вверх цены на АЗС», – подчеркнул Аркуша.
Теоретически можно обойтись без административных мер регулирования топливного рынка – создать по-настоящему конкурентную среду, но практически это осуществить очень непросто. В случае если предложение Минэнерго будет принято правительством, бензин и дизтопливо дешевле в России не станут, считает Аркуша. Выгоду он видит в другом – будет снят риск резкого повышения цен на автомобильное топливо. А значит, нет оснований и для паники у трейдеров и населения.
Между тем другие эксперты указывают, что директивное утверждение квот чиновниками создает определенный риск. Что будет, если чиновник просчитается и текущий спрос на бензин увеличится – например, из-за теплой весны и увеличения продолжительности массового автомобильного сезона? Даже небольшие ошибки в определении квот грозят либо дефицитом топлива и ростом розничных цен, либо недополученной экспортной выручкой нефтяников.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю