$79.76 +3.56%
$ 101.91
€ 105.05
               

Газпром готовит «Газфлот» к продаже

Московские новости
30 января 2012/ 10:04
Попытка создания собственного флота для освоения месторождений на шельфе признана «Газпромом» неудачной. Как стало известно «Московским новостям», в конце осени департаменту по управлению имуществом и корпоративным отношениям было поручено начать подготовку к продаже ООО «Газфлот», которое занимается геологоразведочными работами на шельфе и выступает заказчиком судов для нужд концерна.
«Газфлот» даже не стали переименовывать в рамках кампании по ребрендингу дочерних структур, и теперь это единственная 100-процентная «дочка» газовой монополии, которая не содержит в названии слово «Газпром». В компании объясняют, что процедура переименования намечена на середину 2012 года. Но вполне вероятно, что к этому времени концерн уже избавится от ставшего ненужным актива.
Основным претендентом на «Газфлот» считается бизнесмен Аркадий Роттенберг, структуры которого около года назад приобрели у газового концерна за 4 млрд руб. компанию «Газпром бурение». Новая покупка позволит Роттенбергу значительно увеличить возможности по предоставлению сервисных услуг, что в условиях стоящих перед российскими госкомпаниями задач в сфере разработки месторождений в Арктике обещает неплохой синергетический эффект.
Для «Газпрома» это шанс отказаться от затрат, связанных со строительством и содержанием собственного флота. В соответствии с принятой концерном прошлой весной программой работ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года в ближайшие десять лет «Газпрому» требуется четыре плавучие буровые установки, пять платформ, более 18 судов снабжения и 16 судов обеспечения в порту Териберка (для «Штокмана»), а также 13 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.
Стоимость создания такого флота превышает $10 млрд. Это с учетом того, что часть дорогостоящих объектов — платформу для Приразломного месторождения, две полупогружные буровые для «Штокмана» и самопогружная буровая «Арктическая» для разведки на Приямальском шельфе — уже построена. До последнего времени в распоряжении «Газфлота» была одна буровая, два судна-снабженца ледового класса, три буксира, одно пассажирское судно и один танкер-заправщик.
Задача собрать всю инфраструктуру, обеспечивающую морскую деятельность «Газпрома» под одной крышей, оказалась непосильной. Проблемы со строительством собственного флота не только вина, но и беда «Газпрома» и «Газфлота», которые были вынуждены обеспечивать заказами полулежачие российские судостроительные заводы в рамках программы поддержки отечественного производителя в ущерб эффективности и качеству задолго до возникновения идеи о продаже «Газфлота».
Еще в начале 90-х для того, чтобы помочь «Севмашу», «Газпром» вместе с «Роснефтью» начал финансировать строительство платформы для разработки Приразломного месторождения. В общей сложности ее готовили к эксплуатации более 15 лет. В 2007 году «Газфлот» заказал на Выборгском судостроительном заводе, который перешел под контроль акционеров банка «Россия», в том числе Николая Шамалова, близкого знакомого Владимира Путина, две первые полупогружные буровые платформы для Штокмановского месторождения. Стоимость заказа «под ключ» составила 59 млрд руб., хотя было известно, что завод не в состоянии выполнить эту работу самостоятельно. В итоге в Выборге сварили только плавучие понтоны для платформ, монтаж палубного оборудования проводили на корейской верфи. На выполнение заказа потребовалось четыре года. К тому же «Газпрому» пришлось в 2011 году доплатить 2,8 млрд руб. для завершения работ в связи с курсовыми колебаниями.
Для сравнения: в начале 2011 года Seadrill купила две глубоководные буровые, аналогичные штокмановским, всего за $1,2 млрд. Срок строительства каждой из них составил два года.
Более того, в процессе выяснилось, что из-за привлечения иностранных субподрядчиков ввоз готовых платформ обратно в Россию облагается таможенной пошлиной.
По информации «МН», Выборгский судостроительный завод просил «Газпром» доплатить 12 млрд руб. на растаможку, однако концерн отказался, сославшись на то, что заказывал платформу у российского производителя.
В мае прошлого года Владимир Путин подписал распоряжение, которое освободило Выборгский судостроительный завод от уплаты пошлины на ввоз в Россию. Но владельцам завода не повезло. К тому времени уже функционировал Таможенный союз, и добиться такой же льготы от правительств Казахстана и Белоруссии не удалось. Чтобы сдать «Газфлоту» первую из платформ в сентябре 2011 года, заводу пришлось привлечь кредит Газпромбанка объемом 4,7 млрд руб. Однако вернуть он смог только 1 млрд руб. После этого банк обратился в суд, а акционеры завода сейчас близки к тому, чтобы продать его государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которая сформировала монополию на заказы российских госкомпаний.
С ОСК у «Газфлота» тоже имеется печальный опыт сотрудничества. Для поддержания на плаву Амурского судостроительного завода, перешедшего под контроль госкорпорации, «Газпром» передал ему в конце 2009 года заказы на строительство двух судов-снабженцев стоимостью 6,4 млрд руб. и перечислил аванс в 2 млрд руб. Сегодня на заводе введено внешнее управление (ОСК инициировала процесс банкротства), а график работ над судами не выполняется даже на 50%.
Однако корпорация рассчитывает получить заказы на все суда, которые потребуются для реализации новых проектов в сфере сжиженного природного газа (СПГ) стране. «В целях максимального обеспечения участия Российской Федерации строительство и интеграцию всех газовозов для «Штокмана» и «Ямал СПГ» планируется осуществить на новых верфях ОСК», — сообщили «МН» в компании.
Правда, работать теперь придется не с «Газпромом», а с «Совкомфлотом». Концерн отказался от идеи создания собственного флота газовозов. В середине 2010 года концерн подписал с другой госкомпанией — «Совкомфлот» — соглашение о сотрудничестве по вопросам организации морской транспортировки СПГ со Штокмановского месторождения. На базе этого документа «Совкомфлот» заказал на корейской верфи два газовоза на сумму около $400 млн и имеет опцион еще на два таких же судна.
Процесс предпродажной подготовки «Газфлота» несколько замедлился из-за кадровой зачистки, которая случилась в «Газпроме» 30 декабря. В частности, была уволена начальник департамента по управлению имуществом Ольга Павлова. Однако с ее преемницы, Елены Михайловой, задачу по «Газфлоту» никто не снимал.
Просмотров 1090
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю


^