$74.49 -0.52%
$ 92.92 +0.34
€ 103.22 -0.16
               

Российский газ после 2020 года может оказаться в Китае уже не ко двору

Московские новости
16 января 2012/ 11:37
Россия уже почти 15 лет ведет переговоры о поставках своего газа в Китай. Начиная с 2006-го почти каждый год заключаются новые рамочные соглашения на эту тему, но окончательно договориться не удается.

Дефицит спроса
Основным препятствием остается цена: Китай хочет покупать российский газ как можно дешевле (оценочный диапазон китайских пожеланий колеблется между 150 и 250 долл. за 1 тыс. кубометров). Россия хотела бы продавать газ по европейской цене, т.е. около 350 долл. за 1 тыс. кубометров.
Обычная трактовка проблемы, согласно которой Китай привязывает цену к углю, а Россия к нефти, не объясняет суть разногласий. На самом деле Китай уже сегодня импортирует газ из разных источников по цене от 200 до 500 долл. за 1 тыс. кубометров. В частности, стоимость туркменского газа, который в России принято считать дешевым, на таможенной границе Китая в Хоргосе достигает 300 долл. за 1 тыс. кубометров, а СПГ все реже торгуется ниже 400 долл. Однако Китай давит на всех поставщиков, тем более потенциальных, желая снизить среднюю стоимость газа. Рычагов для этого у него множество, но источник уверенности один — и текущее, и особенно перспективное предложение газа превышает спрос.
На это накладывается возможность Китая самостоятельно финансировать добычу и транспорт газа, что сильно влияет на сговорчивость стран-экспортеров. В частности, цена туркменского газа на границе самой Туркмении значительно ниже, поскольку помимо расходов на транспортировку через Узбекистан и Казахстан (оценочно 50 долл.) таможенная цена включает в себя, по всей видимости, большую маржу китайского нефтегазового гиганта CNPC.
Как показывают итоги проведенного в Институте энергетической стратегии в ноябре 2011 года «круглого стола» «Энергетика Китая: вектор перемен», российские эксперты в целом согласны, что Китай может обойтись и совсем без российского газа. В лучшем случае он понадобится ему после 2020 года.

Борьба за маршрут
Совершенно излишним в связи с этим выглядит и объем газа, который предлагает Россия, а именно 68 млрд кубометров в год. Сам Китай рассчитывает максимум на 30 млрд кубометров. При этом его не очень устраивает и навязываемый Россией западный маршрут поставок по газопроводу «Алтай», известный в самой России в основном активными протестами экологов. Газ по этому газопроводу должен поступить в Синьцзян-Уйгурский автономный район, в котором не только ведется основная добыча собственно китайского газа (а она составляет на сегодня без малого 106 млрд кубометров в год, а к 2030 году, как ожидается, вырастет до 300 млрд), но и сходятся потоки газа из Туркмении, а в будущем, весьма вероятно, и из Ирана. Таким образом, Китаю за свой счет придется транспортировать российский газ еще на 3,5–4 тыс. км до восточного побережья, где концентрируется почти все потребление газа. Кроме того, придется сверх планов построить и газопровод на это расстояние, поскольку мощности первых двух очередей трубопровода «Запад–Восток» уже заняты, а перспективные очереди предназначаются для дополнительных объемов китайского и туркменского газа (поставки последнего планируется расширить с 17 до 65 млрд кубометров в год).
Намного привлекательнее и дешевле для Китая был бы восточный маршрут, когда российский газ напрямую поставлялся бы из Амурской области в густонаселенную и промышленно развитую Маньчжурию, откуда, минуя всего 1600 км, оказывался бы в Пекине. Однако «Газпром» пока откладывает разработку месторождений Якутии и Восточной Сибири, которые могли бы наполнить восточную трубу. Формальной причиной для этого остается наличие в них больших объемов гелия, с которым «Газпром» пока не знает, что делать. Реальная причина скорее всего кроется в дефиците инвестиционных возможностей, полностью поглощенных «Ямалом», «Штокманом», «Северным» и «Южным потоком» и связанными с ними проектами. Дальний Восток, как и в 1990-е, оказывается на периферии газовых интересов.
В итоге, по расчетам «Газпрома», пока проще и дешевле поставлять газ в Китай из Ямало-Ненецкого автономного округа, где все еще добывается почти 90% российского газа. Есть в этом и уловка по отношению к Европе, где судьба российского газа становится все более драматичной: не хотите брать наш газ сами, мы отдадим его Китаю. Однако в Европе еще в 2006–2007 годах раскусили блеф такой угрозы и не обращают на нее уже никакого внимания.
В результате выхода из переговорного тупика не видно: Китай не заинтересован форсировать события, идя на какие-либо уступки по цене, а Россия, где стремительно увеличивается себестоимость добычи газа и в последнее время стала быстро расти налоговая нагрузка на газовую отрасль, не хочет и не может позволить себе низких экспортных цен.

Эйфория и безопасность
При этом все выше риск того, что российский газ вообще останется невостребованным на китайском рынке. Это с трудом пока осознается в России, которая заражена чужой эйфорией роста. Действительно, в последнее время в Китае стали появляться радикальные прогнозы по спросу на газ к 2020 году вплоть до 450 млрд кубометров в год, т.е. со среднегодовым приростом потребления в 2012–2020 годах в 15,1%. Такая эйфория вполне объяснима: средний годовой прирост спроса в 2000-е составлял 16,2%, а ожидаемый в 2011-м — 16,1%. В 2001–2010 годах на Китай пришлось 11,2% мирового прироста потребления газа (1-е место в мире), всего за последние десять лет спрос в Китае вырос в 4,5 раза. Однако текущий экспоненциальный рост обусловлен прежде всего эффектом низкой базы и завершится не позднее 2015 года, после чего темпы роста неизбежно должны снизиться. В результате к 2020 году потребление может возрасти до 290–320 млрд кубометров при ожидаемом в 2011-м уровне 125 млрд кубометров в год.
Стремительное развитие спроса на газ в Китае в 2000-е в целом не было экономической необходимостью, а обусловливалось в большей степени политикой диверсификации топливно-энергетического баланса. В связи с этим было бы странным предполагать, что в дальнейшем политические расчеты будут играть меньшую роль в динамике спроса на газ, чем сегодня. А с точки зрения политики одной из ключевых угроз будущего экономического развития Китая становится снижение энергетической безопасности за счет лавинообразного роста доли импорта в потреблении. Если по всем первичным энергоносителям она составляет пока 8%, то по нефти превысила уже 55%, что начинает вызывать серьезное беспокойство у руководства страны.
Импортировать газ Китай начал впервые в 2006 году (нефть — еще в 1994-м), и сегодня доля импорта достигла 11,2%. Внутренняя добыча газа не успевает за спросом и к 2020 году вряд ли превысит 185 млрд кубометров. Таким образом, даже при минимальной оценке спроса (290 млрд кубометров) в 2020 году доля импорта достигнет 36%, а скорее всего превысит 40%. То есть достигнет отметки пороговой для поддержания энергобезопасности.

Зависимость от импорта
Следует отметить, что для газа она значительно ниже, чем для нефти. Так, в США, импортирующих 60% потребляемой нефти, доля импорта газа даже в пиковые периоды спроса никогда не превышала 18%, а в период наиболее бурного роста держалась в районе 9–13%. После превышения импортом доли 16% в 1995 году вплоть до 2007-го наблюдалась устойчивая стагнация спроса, которая закончилась только на фоне «сланцевой революции», вызвавшей резкое снижение доли импорта (в 2010-м — 10,6%). В ЕС-27, изначально менее обеспеченном газовыми ресурсами, чем Северная Америка, доля газового импорта достигла сегодня 64,5%, однако если вычесть из импорта Норвегию, политически и экономически ассоциированную с ЕС (даже более чем Канада с США), то зависимость составляет 43,4%. При этом после того как в 2005 году она впервые превысила 40%, в Европе началась стагнация спроса, не завершившаяся до сих пор (в 2011-м вновь ожидается падение потребления на 5–7% к 2010 году). При этом доля импорта в потреблении нефти в ЕС-27 достигает 86% (с учетом Норвегии — 72,2%). В целом по ОЭСР импорт нефти составляет 59,1% от потребления, импорт газа — пока только 25,0%.
Огромный уровень зависимости развитых стран от импорта нефти, который определил структуру мировых торговых потоков и многие геополитические события за последние 40 лет, никто не хочет переносить еще и на газовый рынок, что пока мало осознается странами — экспортерами газа, включая Россию. И с точки зрения поддержания торгового баланса (а природный газ стал в 2000-е дорогим энергоресурсом), и с точки зрения энергетической безопасности это вряд ли сможет позволить себе и Китай. В результате после 2020 года есть все основания ожидать наступления в динамике спроса на газ в Китае «ресурсной паузы», т.е. резкого снижения темпов прироста потребления, пока не будут найдены новые источники роста собственной добычи газа. В итоге российский газ после 2020 года может оказаться в Китае уже не ко двору.
Просмотров 868
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!


^