Евгений Федоров: Закон о техническом регулировании создает серьезную конкуренцию внутри страны
Москва. Одним из важных событий 2009 года стало принятие Государственной Думой закона «О техническом регулировании». Активные противники данного законопроекта после новогодних каникул продолжили борьбу за его отмену. Чем обоснованы переживания российского технического и бизнес-сообщества, станут ли внесенные поправки благом, а не очередным барьером для местных производителей - на этот и другие вопросы Агентству нефтегазовой информации ответил председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ Евгений Федоров. - Евгений Алексеевич, Госдума РФ приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». На сколько мы знаем, проект обсуждался бурно. Все ли мнения удалось учесть?
- Данный законопроект в юридической практике носит уникальный характер. Он одновременно осуществляет трудно сочетаемее вещи. Первое - это повышение безопасности российских технических объектов. За счет импортирования в Россию высоких стандартов в области безопасности, отработанных в других странах, у нас повысится качество технического регулирования, а, следовательно, сократится число проблем в этой сфере и, соответственно, меньше будет технических аварий и и катастроф. Второй момент – законопроект предоставляет свободу для бизнеса использовать те иностранные технические нормы и регламенты, которые ему необходимы. Поскольку в законе предложен механизм заявительного порядка, то есть бизнесу предоставляется свобода в области технического регулирования в рамках технических норм развитых стран, определенных правительством. Это, в первую очередь, нормы стран Евросоюза и Таможенного союза. То есть у бизнеса появляется возможность инвестировать проекты, которые до сегодняшнего дня было сложно запустить именно из-за отстающей системы технического регулирования в РФ. Этот закон - большой прорыв.
- Некоторые эксперты высказывают мнение, что стандарт - это уровень технического прогресса, какой-то отдельной отрасли, и то, что по силам одной высокоразвитой стране, не по силам другой. Не получится ли так, что заимствованные стандарты станут очередной препоной для российских производителей?
- Система двухканальная, то есть одновременно на территории РФ будет существовать система российских стандартов и ГОСТов (до принятия законодательным путем соответствующих технических регламентов)и параллельно будут действовать иностранные технические нормы, которые бизнес сам сможет выбрать для использования в РФ. Это свобода выбора. Можно использовать нормы, которые отработаны в российских ГОСТах, или нормы передовых стран, если предприниматель готов инвестировать деньги с учетом этих норм. То есть создается ситуация, когда в Россию идет прямой импорт передовых достижений в области технических норм и технического регулирования. Сам выбор, то есть решение, какую норму использовать, делает сам бизнес.
- Допускают ли поправки в закон использование иностранных норм без адаптации к производственным возможностям российских предприятий?
- Сам инвестор, будущее предприятие принимает для себя решение, какую норму лучше использовать. Он сможет выпускать продукцию самого передового уровня, что на сегодня в России невозможно в силу отсталости технического регулирования. Предприниматель сможет создать на территории России самое передовое производство, опираясь на самые передовые технические нормы, которые он сам и выбрал. Таким образом, создавая предприятие, инвестируя в него, он сам принимает решение, какими нормами будет пользоваться. Естественно, он просчитает лучшие нормы, как для покупателя, так и для производителя.
- Известен прецедент, что многие иностранные нормы препятствовали поставкам российской продукции на сахалинские проекты. Всем знакомо требование по использованию дюймовой (как в США) резьбы на трубах вместо метрической и пр. Учтены ли в законопроекте такие проблемы?
- Да. Это учтено. Правительство, принимая соответствующую норму, согласно имеющейся процедуре, будет учитывать российское законодательство о единстве измерений.
- Китая вообще нет в перечне стран, чьи технические регламенты и стандарты можно использовать при поставках продукции или организации производств на территории РФ. Правительство, разрешая использовать тот или иной стандарт, например, французский или немецкий, будет учитывать этот момент. И я вас уверяю, что нормы безопасности во Франции или в Германии значительно выше, чем сегодняшний уровень в РФ. Такой проблемы там просто нет совсем. Другое дело, я вам честно скажу, часть бизнеса всерьез обеспокоена этим законом, потому, что он создает серьезную конкуренцию внутри страны. Если раньше можно было выпускать устаревшую продукцию, ссылаясь на технические нормы и реально радоваться про себя этим нормам, раз они устаревшие, значит, не надо модернизировать предприятие, закупать новые станки, запускать новые линии, то теперь возникает повышенная конкуренция в РФ на основе передовых технических норм. Арбитром в этой конкуренции выступает потребитель, покупатель. Естественно, бизнес в этой ситуации почувствует усиление конкуренции. Это понятно, и часть бизнеса беспокоится на этот счет, особенно та часть, которая по-прежнему использует устаревшие технологии. Представители этой группы беспокоятся и высказываются об этом достаточно открыто.
- В настоящее время технологии развиваются значительно быстрее, чем принимаются регламенты. Например, высокоскоростной поезд «Сапсан» уже начал движение, а технический регламент о высокоскоростном транспорте еще не принят. С одной стороны это угрожает жизни пассажиров, с другой возникает вопрос – не будут ли техрегламенты при стремительном развитии технологий устаревать к моменту их принятия?
- Технические регламенты, в первую очередь, ориентируются на безопасность людей, потребителей. В контексте безопасности они опираются на человека, на приемлемые для него факторы, риски и т.д. И в этом плане передовые нормы развитых европейских стран, которые позволяют этот закон использовать в РФ, они задают очень высокую планку безопасности, позволяют разворачивать проекты новейшего типа, не создавая угрозы для людей. До сегодняшнего дня, когда фактически действовали ГОСТы, которые были созданы 20-30 лет назад, это была серьезная проблема и самые передовые проекты выходили из зоны регулирования. Теперь, после принятия этого закона, правительство РФ имеет возможность задействовать соответствующие правила европейских стран, это предусмотрено законом, со всеми вытекающими правилами, в том числе и в отношении «Сапсана». Сегодня недостаточно принимается новейших законов и правительственных постановлений. Российским законодательством мы перекрываем только 30% поля технического регулирования в стране. Что касается оставшихся 70%, то мы либо опираемся на старые ГОСТы сорокалетней давности, которые просто неадекватны относительно сегодняшних технологий, либо вообще не имеем правового регулирования, что создает опасность для людей. То есть мы в этой ситуации должны либо тормозить прогресс, подтягивая его под работу институтов, чиновников экспертов, которые разрабатывают технические регламенты, либо брать современные технические правила. Российское государство этим законом пошло по второму пути, и вместе с импортом технологий, как в случае с «Сапсаном», импортирует и правила безопасности.
- Бывший председатель Госстандарта, председатель комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин в интервью нашему агентству заявил, что закон о техническом регулировании вообще не нужен. Сейчас в интернете идет сбор подписей под обращением к президенту об отмене этого закона. Разделяют ли в Госдуме такую позицию?
- Система технического регулирования была принята 7 лет назад и сегодня разворачивается целое направление, связанное с работой и развитием этой системы. Я думаю, что такого рода дискуссии надо было вести раньше. Сегодня уже все решения состоялись и попытка уйти от этих решений, означает, отбросить в нормативном плане страну на много лет назад. Просто критика не имеет никакой силы. Если будут предложены серьезные и глубоко проработанные решения можно будет их рассматривать.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


