Госнефтекомпания Азербайджана намерена превратить Кулевский терминал в международный транзитный центр
На первом этапе деятельности терминал будет переправлять азербайджанскую нефть в Европу, а в перспективе планируется привлечение и казахстанской нефти.
Первым долгом следует отметить, что терминал в Кулеви для Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) является первым приобретенным за рубежом терминалом, способным принимать танкеры грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. Строительство терминала в Кулеви началось в 2000 году при совместном участии грузинской железной дороги и австрийской компании Argomar Oil. Однако уже в 2002 году в связи с отсутствием финансирования строительные работы были приостановлены. Через два года был создан международный консорциум с участием Argomar Oil и ряда других грузинских и иностранных инвесторов. ГНКАР же приобрела терминал в Кулеви в конце 2006 года у грузинского магната Бадри Патаркацишвили.
Для реализации проекта Госнефтекомпания привлекла за рубежом сформированные европейскими банками Societe Generale и ABN-Amro пятилетние синдицированные кредиты в 265 млн. и 40 млн. долларов США. Средства, привлеченные при участии 15 банков по годовой ставке Libor +0,85%, будут возвращаться за счет продажи прибыльной и возвратной нефти.
Решением правительства Грузии площадь терминала, расположенного между реками Тсива и Хобби, увеличена с 100 до 300 га, что позволит повысить мощность терминала вдвое, а объем резервуаров - до 380 тыс. кубометров. В будущем на этой территории планируется строительство и нефтеперерабатывающего завода.
На сегодня завершено строительство подходного канала и трех причалов, действуют лаборатория по проверке качества нефти и нефтепродуктов на соответствие международным стандартам, а также флотилия из 9 сервисных судов. Мощность терминала на нынешнем этапе составляет порядка 2 млн. тонн нефти, 3 млн. тонн дизельного топлива и 4 млн. тонн мазута, а вместимость резервуарного парка терминала достигает 320 тыс. кубометров. В ближайшем будущем планируется увеличить мощность перевалки терминала вдвое - до 20 млн. тонн.
По мнению экспертов, данный международный проект ГНКАР преследует цель развития альтернативных маршрутов железнодорожного экспорта нефти и нефтепродуктов в акватории Черного моря. Приобретение терминала ГНКАР можно назвать дальновидным и своевременным шагом. Каспийский регион обладает большими запасами углеводородов. Но для их транспортировки на мировые рынки необходима современная инфраструктура. Мощности такого трубопровода как Баку-Тбилиси-Джейхан, которая составляет 1 млн. баррелей в сутки, в дальнейшем может и не хватить. Часть казахстанской и туркменской нефти может доставляться на терминал Кулеви посредством азербайджанской железной дороги, которая уже сегодня способна перевозить ежегодно до 20 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.
По словам генерального директора компании SOCAR Energy Georgia (дочерняя компания ГНКАР) Махира Мамедова, в 2009 году Кулеви сможет выйти на уровень перевалок в объеме 5-6 млн. тонн, из которых порядка 50% придется на нефтепродукты. Кроме того, в этом году планируется начать увеличение инфраструктуры терминала Кулеви, в частности по строительству здесь сухогрузного терминала и терминала для сжиженного газа. Таким образом, терминал Кулеви может превратиться в крупный международный транспортный узел, что выгодно как для Азербайджана, так и для Грузии. С расширением терминала увеличится число рабочих мест, будут решены социальные вопросы местного населения.
Однако планы ГНКАР на этом не заканчиваются. В дальнейшем компания планирует строительство нового нефтеперерабатывающего завода около Кулевского терминала. По словам президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, мощность нового НПЗ составит 5-10 млн. тонн в год. На сегодня Азербайджан обеспечивает поставку 75% нефтепродуктов в Грузию. Строительство нового НПЗ позволит сократить расходы на транспортировку, что приведет к сокращению себестоимости продукции. Кроме того, через терминал можно будет экспортировать нефтепродукты на мировые рынки.
Следует отметить, что ГНКАР уже вложила в экономику Грузии 380 млн. долларов, а объем данных инвестиций в 2008 году будет доведен до 480 млн. долларов. Дополнительные средства будут направлены на расширение терминала Кулеви, строительство современного офиса ГНКАР, а также на расширение собственной сети автозаправочных станций и строительство Тбилисской нефтебазы.
Наблюдатели считают, что все это говорит о намерении ГНКАР упрочить свои позиции в Грузии, обеспечив Азербайджану прямой выход к Черному морю с заметным сокращением экспортных транспортных издержек.
Наряду с этим, эксперты считают, что Азербайджан намерен изменить свою политику в области транспортировки нефти. Азербайджан планирует в дальнейшем приобретать или строить новые нефтеперерабатывающие заводы непосредственно в странах импортерах и перерабатывать тут собственную сырую нефть. Ранее министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявлял, что Азербайджан не намерен довольствоваться одними лишь поставками сырой нефти на мировой рынок: «В ближайшем будущем наша страна намерена построить в турецком порту Джейхан новый нефтеперерабатывающий завод, а также приобрести акции одного из заводов в Европе».
Грузинский опыт может стать хорошим подспорьем в этом начинании. Ведь намного выгоднее продавать не только сырую нефть, но еще получить прибыль и от продаж продукции, полученной от переработки нефти.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю