Новый гражданский самолет Sukhoi Superjet 100 - такого в России еще не было
"Superjet - наше дитя, его рождение - таинство, - объясняет гендиректор ОАО "Сухой" Михаил Погосян. - Беременная женщина никогда не пригласит на рождение ребенка прессу и гостей".
«Для нас день взлета будет самым большим праздником - никакой Новый год не сравнится, - говорит Сергей Владимирович, рабочий ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина" (КнААПО). - Superjet 100 спас город и завод от медленного вымирания».
Все, с кем ни заговоришь, от рабочего до директора, не просто делают самолет - исполняют миссию. Спасают предприятие,город, страну. "Мы - N 1 в отрасли, - говорит "Ведомостям" Погосян. - A Superjet - самый лучший проект в России. Назовите мне что-то подобное в России в любой другой отрасли".
В КнААПО всегда делали военные самолеты: бомбардировщики и реактивные истребители. А тут решились построить гражданский региональный самолет, да еще так, чтобы он мог конкурировать на мировом рынке. По заводу развешаны плакаты: "Sukhoi Superjet 100 - качество, надежность, комфорт", "Сохраним и приумножим традиции первостроителей". Более половины сотрудников шестнадцатитысячного предприятия работают именно над Superjet 100, рассказывает начальник производственного управления Владимир Быченко. "А работа интересная, творческая, - хвалится Быченко. - Самолет спроектирован без единой бумажки, все на компьютере в трехмерной модели. Такого в России еще не было".
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко привез на показ надежды российского авиапрома заместителя председателя Комиссии европейских сообществ Гюнтера Ферхойгена. Еврочиновник был поражен тем, в какую глушь забрался инновационный продукт: "И представить не мог, что так далеко придется лететь". Но долгая дорога не испортила впечатления, говорит Ферхойген: "Здесь я увидел модель промышленной кооперации". Делали самолет вместе российские и европейские инвесторы и продавать его будут тоже вместе: на внутреннем и внешнем рынках.
Superjet со скоростью 150 км в час дважды проехал по полосе - туда и обратно. Пять минут - и презентация закончилась.
Нос у самолета длинный, в бело-черную полоску. Летчики потом объяснили, что это датчик для измерения скорости. Христенко, Погосян, Ферхойген одобрительно кивали. Мечта еще не летает, но уже ездит, а значит, существует. "Государство в проект поверило, и не зря", - подводит итог министр.
Погосяна называют отцом самолета, а маршала авиации и бывшего министра обороны СССР Евгения Шапошникова - крестным отцом. Они тащили проект тогда, когда в него никто не верил. Сначала предлагали поучаствовать российским заводам, но все отказались, и российским остался только планер. По двигателю, гидравлике и авионике помогли европейские партнеры.
Впервые, рассказывает Шапошников, Погосян пришел с идеей гражданского самолета, когда маршал был помощником Бориса Ельцина по вопросам развития космоса и авиации. "Я помню, как удивился: военная компания - и вдруг решила делать гражданский самолет, - рассказывает Шапошников. - Я ему так и сказал: Миша, ты авантюрист".
Тогда, в конце 1990-х, всем казалось, что поднять такой проект невозможно. Шапошников лоббировал проект в правительстве, Погосян искал партнеров.
Авантюрная затея и тогда, и теперь считается образцом промышленной политики. "Счастливое частно-государственное партнерство", - характеризует Христенко. В финансировании проекта "Сухому" помогали госбанки - Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк и Росэксимбанк. Министр забрался в первый испытательный образец самолета и долго допрашивал летчиков. Опытный летчик-испытатель Александр Яблонцев самолетом доволен: "Электроники много - это даже не веление времени, а необходимость".
Погосян уверяет, что первый полет Superjet 100 состоится до конца мая.
Штрафных санкций от "Аэрофлота", которому обещали поставить первый Superjet в ноябре, Погосян не боится. "Не знаю ни одного авиационного проекта в мире, чтобы был выполнен без задержек, -говорит Погосян. - А с "Аэрофлотом" будем договариваться". И вообще, сделал напутствие гендиректор "Сухого": "Мы подняли этот проект, не надо нам завидовать, а просто порадуйтесь за нас".
Цена проекта:
Региональный самолет Superjet 100 на 75 и 95 мест. Каталожная цена SSJ 100-$29,9 млн. Уже законтрактовано 75 самолетов. Общая стоимость проекта - $1,5 млрд.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю