$67.05 +0.42%
$ 76.25 +0.7
$ 91.48 +1.02
Нижневартовск

Павел Завальный: Без господдержки малотоннажному СПГ не выйти на качественно новый уровень

04 февраля 2020/ 13:17

Москва. Развитие индустрии сжиженного природного газа (СПГ) планируют поддержать ростом его внутреннего потребления за счет малотоннажного производства. В Минэнерго уже "разработана "дорожная карта" по развитию рынка малотоннажного СПГ для газификации и в качестве моторного топлива. Таким образом, за счет использования СПГ Минэнерго рассчитывает решить проблему газификации для изолированных населенных пунктов в труднодоступных районах, территориях, куда невозможно подвести трубопроводный газ.

Своим мнением по поводу развития малотоннажного СПГ в стране с Агентством нефтегазовой информации  поделился председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике Павел Завальный.

- Дорожная карта по развитию малотоннажного СПГ сегодня находится на межведомственном согласовании и говорить о конкретике - ее параметрах, механизмах и сроках реализации - рано. Но можно проанализировать состояние отрасли и ее перспективы. В последнее время ей уделяется большое внимание со стороны государства и экспертного сообщества. В частности, наши коллеги из энергетического центра Сколково  сделали целый ряд исследований, в том числе, и для министерства энергетики.

Сегодня проекты малотоннажного СПГ в России уже реализуют или планируют к запуску сразу ряд компаний в нескольких регионах РФ, в том числе такие гиганты как Атомэнергомаш, НОВАТЭК, Газпром. По оценкам экспертов, отрасль в целом закончила этап становления, и можно предсказать ускоренное наращивание объемов и мощностей.  По прогнозу Сколково, совокупный объем производства на малотоннажных установках достигнет почти 4,5 млн тонн к 2030 года и составит 3% от общего объема производства СПГ в России, общая установленная мощность может достичь 12 млн тонн.

Преимущества малотоннажного СПГ уже оценили во многих странах мира – Норвегии, США, Канаде, Японии, Турции. Меньшие, по сравнению с крупными проектами, сроки реализации,  возможность использования нескольких источников газа, размещение производства практически в любом месте, гибкость в выборе вариантов доставки газа потребителю, большой выбор поставщиков оборудования и технологий обеспечивают проектам большую гибкость, скорость и инвестиционную привлекательность.

Сразу оговорюсь, в России пока не так. Хотя и у нас достаточно запасов газа, которые сложно монетизировать другими способами. Например, по данным энергетического центра Сколково, запасы газа, которые можно транспортировать по «Силе Сибири», составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов находятся в изолированных районах и могут быть монетизированны именно при помощи проектов средне- и малотоннажного СПГ.

Есть и потребности в малотоннажном СПГ, учитывая сферы его применения: в качестве моторного топлива, для автономной газификации, распределенной генерации. СПГ как топливо может решить экологические проблемы, эффективно использоваться для бункеровки морских судов, для огромных машин, например, в горнодобывающей промышлености, на железной дороге. За счет СПГ можно решить проблему газификации изолированных населенных пунктов в Арктике, Сибири или Якутии, на  Дальнем Востоке. И тут нужен именно малотоннажный СПГ, производимый не слишком далеко от потенциальных точек сбыта. Иначе экономика не сложится.

При этом сегодня проекты малотоннажного СПГ в России, в общем, выглядят не слишком привлекательными с инвестиционной точки зрения и сложными в реализации. Высокие капитальные затраты, излишние нормативные требования, пробелы в законодательстве и, не в последнюю очередь – неразвитый спрос  внутри страны в сочетании с невозможностью  экспорта. Поэтому без активной государственной поддержки, изменения нормативной базы, стимулирования спроса развитие малотоннажного СПГ не выйдет на принципиально другой качественный уровень.

Важным шагом могло бы стать снятие излишних административных барьеров и требований к безопасности, а также разрешение на экспорт газа с малотоннажных проектов в приграничных территориях. При действующем регулировании внутренних цен на газ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Отмена  регулирования цен на внутреннем рынке, развитие межтопливной конкуренции придаст новое качество, в том числе, и проектам малотоннажного СПГ.

Перспективным направлением, по мнению экспертов, является интеграция малотоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ терминалов. В будущем российские проекты по сжиженному природному газу могли бы играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на юге Европы и на Дальнем Востоке.

Государственная поддержка использования СПГ в качестве моторного топлива  может быть оказана в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива».

Просмотров 5327
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

26.03.2021 Давыдов Денис Иванович, 41 год

На Ямале бензин подорожал? Да он уже в Ростовской области по 51,3 рубля....

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!

19.03.2021
В «Юкатекс-Югра» увольнение Артема Немолота стало рычагом давления на других несогласных

21.03.2021 Екатерина

Здравствуйте! У меня муж работает в этой организации и все дополнительные соглашения руководство подписали сами,без их ведома и зарплата за февраль составляет 36 т.р. Позор

19.02.2021
Видеоконференция Александра Шпильмана: Прогноз добычи нефти и состояние отрасли в России и мире в 2050 году

18.03.2021 Телегин Владимир Михайлович, 73 года

С целью экономии средств при разведочных работах больше уделять внимание новым программам по обработке сейсмических данных. (2Д и 3Д)

16.03.2021
Александр Новак: Скорректированный механизм демпфера может заработать с 1 мая

16.03.2021 Ибрагим Магомедович Мусаев

Помимо этого необходимо снизить поборы для тех у кого есть транспорт - техосмотр, страховка, платон и другие... Пальцем показывать не хочется

11.03.2021
Совещание Александра Новака с нефтяниками по корректировке демпфера перенесено на 15 марта

16.03.2021 Лановой Сергей Васильевич ?0 лет.

Все забывают о принцепе соеденяющего сосуда. При повышение цен на топливо, автоматически повышаются остальные цены, на продукты в первую очередь. У нас в России цены не снижаются не имеют привычки. За границей цена на топливо растёт и в России тоже( даже с опережением), за границей цена падает и у нас растёт. Так неужели нельзя избавится от промежуточных иждивенцев от которых зависит цена. Что государству тяжело торговать на прямую? Или не умеет?

26.02.2021
Азербайджан заинтересован в иностранных инвестициях в ВИЭ

26.02.2021 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Лучше бы он выделил средства на освобождение Карабаха от себя и своих чуждых Карабахским горам людей.


^