$63.75 +0.77%
$ 77.27 +1.18
€ 89.71 +1.01
               

Белоруссия пытается увеличить доходы от российской нефти любым способом

Коммерсант
13 января 2020/ 08:20

На фоне накопившихся экономических разногласий с Россией Белоруссия ввела экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. Это продолжение попыток Минска повысить тариф на транзит российской нефти на 23%, которые начались еще год назад. Но провести одностороннее повышение Белоруссия не может, переговоры вопросу намечены на 13 января. Сейчас поставки нефти в Европу не затронуты, и собеседники “Ъ” не видят для них непосредственной угрозы.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 10 января подписал указ о введении экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, в том числе по трубопроводам. В пресс-службе главы государства пояснили, что он станет источником для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе или других непредвиденных ситуаций. Новый налог будет применяться по ставке 50% к поступлениям белорусских компаний от транзита нефти и нефтепродуктов.

Сейчас владельцем белорусского участка нефтепровода «Дружба» и, соответственно, получателем транзитных платежей является ОАО «Гомельтранснефть Дружба». По нефтепроводу транспортируется около 60 млн тонн нефти в год в Польшу — в направлении Германии и на Украину — в направлении Венгрии и Словакии. Кроме того, СП «Транснефти» и Vitol «Латространс» оперирует двумя продуктопроводами Полоцк—Вентспилс и Полоцк—Мажейкяй, прокачка по которым существенно снижается в последние годы (последние данные — 3,3 млн тонн в 2017 году).

Идея введения экологического сбора не нова, Минск поднимал эту тему еще весной 2019 года. Тогда предполагалось, что дополнительные затраты ОАО «Гомельтранснефть Дружба», связанные с уплатой экологического налога, должны быть покрыты за счет роста транзитного тарифа.

Я часто критиковал правительство России: вы выталкиваете эти вопросы на наш — президентов — уровень, и мы перед Новым годом вместо того, чтобы встретиться с моим близким другом Владимиром Владимировичем Путиным, взять рюмку водки или самогона — я привезу из Беловежской Пущи,— выпить и пожать друг другу руки, начинаем собачиться

В марте вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко писал главе «Транснефти» Николаю Токареву, что размер сбора предлагается установить на уровне 12,53 руб. за тонну на 100 км, он должен был коснуться только нефти. Для сравнения, в тот момент тариф на прокачку нефти через Белоруссию составлял $0,84 за тонну на 100 км, то есть речь шла о повышении на 23,1% (2 млрд руб.). По мнению собеседников “Ъ” в отрасли, сейчас речь идет о продолжении этой истории.

В прошлом году спор по поводу роста транзитного тарифа, необходимость которого российская сторона категорически отрицала, не успел как следует разгореться, как в апреле произошла авария с попаданием хлорорганических соединений в «Дружбу». Белоруссия и российские компании до сих пор не согласовали размер компенсации за поставки загрязненной хлоридами нефти. При этом в Минске заявляли, что рассматривают этот вопрос в связке с обсуждением стоимости транзита через Белоруссию.

С тех пор тариф был повышен на 3,6% в августе 2019 года, ожидается аналогичный рост в феврале. Однако Минск настаивает на росте тарифа в 2020 году на 16,6%. Согласно межправительственному соглашению между РФ и Белоруссией, тариф не может быть изменен односторонним образом, совещание по поводу его величины пройдет в ФАС 13 января.

Введение экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов на рынке считают попыткой давления на Москву в рамках переговоров по поставкам нефти. Минск требует от российских нефтекомпаний отказаться от премии при поставках в страну, на что те не готовы. Требования Белоруссии связаны с тем, что стоимость нефти для нее в этом году вырастет из-за налогового маневра — по расчетам «Белнефтехима», на $20 на тонну (на 5% по сравнению с 2019 годом). Сейчас сырье в Белоруссию из России поставляют только предприятия группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. Его компании готовы поставить в январе на Полоцкий и Мозырский НПЗ около 650 тыс. тонн нефти, то есть только половину их потребностей.

На данный момент конфликт не оказал влияния на транзит, заявил журналистам 11 января заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что, если и когда дело дойдет до реального повышения транзитного тарифа, некоторые компании могут перенаправить экспортные потоки нефти в направлении российских портов Балтики. В то же время у «Роснефти» и ЛУКОЙЛа есть долгосрочные контракты на поставку нефти на НПЗ в Германии и Венгрии, куда ее проблематично доставить иным способом, нежели по «Дружбе». В крупнейших нефтекомпаниях отказались от комментариев.

Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что пока рано говорить о каких-то негативных эффектах для «Транснефти» от действий Белоруссии, поскольку предстоит, вероятно, длительный процесс согласования нового транзитного тарифа. Собеседники “Ъ” в отрасли полагают на данный момент, что серьезных рисков прерывания транзита нет.

 

Просмотров 2060
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^