Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Арктика: Как извлечь богатства белого плена без ущерба для природы?

Лариса Ганеева
15 ноября/ 12:16

Тюмень. Долгое время Арктика считалась неизведанной землей, скованной вечными льдами, намертво хранящими свою тайну. Она привлекала внимание лишь вечных романтиков, любителей тайн и путешественников. Но с недавнего времени все изменилось. Ученые единодушно заявляют, что Арктика – настоящая кладовая нефти и газа, главное - научиться их извлекать…

Арктика и экономические интересы России

По разным оценкам экспертов несмотря на то, что территория Арктики составляет всего 6% территории планеты, ее богатства могут составлять 13% от всех неразведанных нефтезапасов и около 30% газовых. РФ принадлежит большая часть арктических ресурсов. Как утверждают российские эксперты шельф содержит около 80% предполагаемого углеводородного запаса нашей страны стоимостью $30 трлн. Если учесть, что сегодня, по разным данным, от 70% до 83% нефтяных скважин в РФ обводнены, то перспективы освоения богатого углеводородами ледяного края становятся все более заманчивыми. Скважины, пробуренные на суше, уже не могут давать такие же объемы черного золота и голубого топлива как раньше. Значит, в ближайшем будущем настанет черед вечных льдов.

Но все не так просто. Добыча нефти в Арктике дело непростое, трудоёмкое и финансово затратное. Все осложняется суровым арктическим климатом, сильными ветрами, полярной ночью, болотистой тундрой, плюс сезонность работ. Ко всему этому в зоне освоения отсутствует развитая инфраструктура, а значит разрабатывать новые месторождения нужно будет с нуля. Кроме того, сейчас ни у кого в мире нет необходимых технологий, чтобы начать глобальную добычу в Арктике. В этом контексте, более, чем оптимистично, прозвучали слова академика Конторовича о том, что сейчас создаются роботизированные буровые установки, которые могут работать подо льдами Арктики, и, при хороших технологических работах, к середине века, эта проблема может быть решена.

«Мое мнение в этом вопросе неоднозначно… Здесь ведь ключевое значение: «при хороших технологических работах». Но даже соблюдая эти условия, вряд ли роботизированные комплексы появятся в России так скоро, - говорит профессор, доктор технических наук, руководитель образовательной программы по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» ТИУ Василий Овчинников. – Я достоверное знаю, что роботизированные буровые есть в Италии. Там процессом бурения управляет один человек, действия помбуров заменены роботами, программами. Но широкого применения нет. Работа в Арктике требует ювелирного подхода, экологическая катастрофа нанесет колоссальный ущерб. Здесь нужен грамотный подход. И без высоких технологий и грамотных специалистов не обойтись».

Профессор также отметил, что для того, чтобы эти цели в стране стали достижимы, необходимо изменить подход к образованию. Выпускники должны полностью соответствовать потребностям производственных предприятий нефтегазовой отрасли.

«Роботизирование процесса бурения – это сложный процесс. Всегда есть вариативность… Может получиться, может нет. Каждое месторождение уникально, каждая скважина на месторождении уникальна. Здесь же и литология пород, пластовые условия, глубина залегания пластов, коллекторов. Программа должна учитывать все эти факторы. И здесь, безусловно, успех будет зависеть от развития технологий», - отметил профессор.

Более категоричен в своих суждениях экс-заместитель генерального директора по бурению и геологии «Черноморнефтегаза», профессор кафедры бурения ТИУ Владимир Салтыков.

«На 100% роботизировать бурение маловероятно. В этой работе всегда будет присутствовать человеческий фактор. В сложных ситуациях нужно думать головой, анализировать и принимать решения на месте. Ситуации бывают такие, что не каждая программа справится, а человек, настоящий профессионал, справится всегда», - считает Салтыков.

Как добывать будем?

Суша арктического шельфа занимает лишь треть территории. Большая часть шельфа – это океан глубиной 500 метров, треть - континентальный шельф с глубиной менее 500 метров. России здесь принадлежит много, но не все.  К арктическому региону относится территория Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США.

Канада практически не ведет работы на шельфе, работы в Гренландии (Дании) показали нерентабельность добычи. Пожалуй, из всех перечисленных стран наиболее активна Норвегия. Добывать углеводороды в Северном море здесь начали более 30 лет назад.

Америка, выяснившая, что на Аляске сосредоточены большие запасы нефти, активно ведет геологоразведочные работы, о добыче, пока, речь не идет.  О глобальной работе на арктическом шельфе говорить рано. Та небольшая добыча, которая ведется некоторыми странами не говорит о глобальном освоении региона. Дело в особенностях региона и отсутствии необходимых технологий.  Российские ученые уверенно заявляют, что Арктика может стать для РФ золотой жилой.  Существуют ряд госпрограмм, направленных на разработку нефтегазовых месторождений на шельфе. Открыто более 20 нефтегазовых провинций и бассейнов, часть из них доказана. Россия вкладывает средства в освоение Арктики. Инвестиции направляются на развитие инфраструктуры, на создание новых транспортных коридоров. Идет серьезная подготовительная работа.

Сегодня Россия имеет единственный проект по добыче нефти в Арктике, на шельфе. Это «Приразломная». (На крупнейшем Штокмановском месторождении, открытом в 1984 году, добыча по-прежнему не ведется, именно из-за высоких рисков, которые могут возникнуть при его разработке.) Владелец нефтедобывающей платформы – госкорпорация «Газпром нефть» – утверждает, что ее эксплуатация абсолютно безопасна. И хотя «Приразломная» безаварийно работает уже шестой год, с нефтяниками постоянно полемизируют экоактивисты.

«Конечно, если пострадает экология арктического региона при добыче нефти, последствия будут необратимы для всего мира. Но при грамотном подходе ничего и не произойдет. Для этого нефтяникам необходима тесная связь с наукой. Ранее, еще во времена СССР, на каждом предприятии, отводился определенный процент на науку – результаты затем использовались в производстве, - говорит Василий Овчинников. -  Конечно, бизнесу необходимо соблюсти определенный баланс - и деньги заработать, чтобы выжить, и наукоемкие технологии развивать, чтобы после себя не оставлять мертвые территории. Этот процесс должен контролироваться государством. Я считаю, что недра, образование, медицина и алкогольная продукция должны находиться в ведомстве государства. А главным ресурсом в любом деле были и останутся - люди. Ставку нужно делать на грамотных квалифицированных специалистов. Они-то и создадут нужные технологии, которые позволят добывать нефть, сохраняя природу».

Экоактивисты против!

Экоактивисты прочно стоят на своем. Они считают, что сегодня нет безопасных методов для ведения добычи на арктическом шельфе. А последствия, в случае чего, от катастрофы, будут непоправимыми. Разлитая нефть на земле или в океане - наносит ужасающий вред природе, что же говорить про ее разлив под арктическими льдами? Устранить такую аварию будет очень сложно. 

Российские экологические защитники, обозначая свою позицию, приводят доводы, касающиеся особенностей региона. Добыча и транспортировка нефти выполняются в крайне сложных природных условиях. В холодный период года температура воздуха в районе расположения платформы может снижаться до - 40 градусов цельсия. При этом также возможны сильные ветры со скоростью 30 м/с и более. В районе размещения платформы устойчивый ледяной покров держится в течение 7 месяцев. Его толщина может достигать 2 метров, при этом могут образовываться торосы толщиной до 6-8 метров. Количество штормов достигает 22 в год при средней продолжительности каждого до 9 суток. Средняя высота волн - около 4 метров, максимальная - до 13 метров.

Особенно непримиримая позиция в этом отношении у «Гринпис». Но в центре внимания защитников Арктики не только российские нефтяники, но и нефтедобытчики из Норвегии. 1 ноября 2019 года представители российского отделения «Гринпис» передали послу Норвегии письмо, в котором содержится протест против добычи нефти в арктическом регионе. Посол Норвегии в России Руне Ресаланд пообещал переправить письмо в Министерство иностранных дели Министерство нефти и энергетики Норвегии. «Гринпис» отмечает, что Норвегия является одним из лидеров в зеленой энергетике, подающий хороший пример другим станам, но одновременно с этим страна продолжает выдавать лицензии на разведку и добычу нефти в континентальном шельфе.

Гринписовцы настаивают на том, чтобы Норвегия признала свой в клад в нынешний климатический кризис и приняла ответственность за выбросы углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива, добытого в норвежской Арктике, и приняла правильные решения, прекратив поддержку нефтедобычи.

Что в итоге?

Масштабная добыча в Арктике - неопределенная перспектива. Во-первых, активно наступает зеленая энергетика, во-вторых, как бы ни хотелось полностью освоить богатства белого плена, сейчас у нефтяников действительно нет для этого необходимых ресурсов - развитых технологий для ее освоения. Но то, что освоение этого региона останется в категории престижной цели для государств, владеющих этими территориями – бесспорно. Главная задача соблюсти баланс между извлечение прибыли и экологической безопасностью. И если Россия направит весомые силы на развитие технологий, то безопасная добыча в Арктике для нашей страны перспектива недалекого будущего.

Фото: из свободных источников

Просмотров 3723
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

06.12.2019 Якуцени Сергей Павлович, 56.

Великолепная и очень точная статья. Заслуживает сохранения и многократного цитирования. Спасибо за возможность прочесть хороший материал на тему прогноза цен на нефть.

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

Индекс цитирования