Нефтяники расплачиваются с европейскими потребителями за загрязнение в «Дружбе»
Зарубежные потребители, до которых из России весной дошла загрязненная хлорорганикой нефть, начали получать компенсации за форс-мажор на нефтепроводе «Дружба». Так, польской PKN Orlen пришла часть выплаты за недопоставку нефти. По данным “Ъ”, деньги может скоро получить и венгерская MOL. Но основной объем требований нефтяники, скорее всего, получат к концу года, когда потребители закончат расчеты, а потом перевыставят их «Транснефти». Добровольно монополия может выплатить максимум 43 млрд руб., исходя из оценки объемов загрязненной нефти в 5 млн тонн. Компенсаций сверх этой суммы придется добиваться в суде.
Польский концерн PKN Orlen получил часть компенсации за недопоставки нефти в связи с загрязнением сырья в трубопроводе «Дружба» (принадлежит «Транснефти») хлорорганическими соединениями в конце апреля. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Иоанна Закревская, не назвав ни сумму, ни организацию, от которой пришли деньги. Концерн также ожидает компенсации за переработку загрязненного сырья. Расчет полной суммы Orlen собирается предоставить российской стороне до конца года, сейчас анализирует понесенные затраты. В том же графике закончить подсчет потерь планирует Белоруссия.
Источники “Ъ” рассказывают, что с Польшей до сих пор окончательно не согласован объем поступившего на территорию страны загрязненного сырья. Так, «Транснефть» оценивала его в 400–600 тыс. тонн, а Варшава — более чем в 1 млн тонн.
В середине сентября польский оператор нефтепровода «Дружба» PERN сообщал, что в его хранилищах остается около 450 тыс. тонн загрязненной нефти.
По данным собеседников “Ъ”, на прошлой неделе ЛУКОЙЛ провел переговоры с венгерской MOL и мог согласовать размер компенсации. Также согласованы параметры выплат Казахстану исходя из объемов компенсации около 600 тыс. тонн. В целом объем загрязненной нефти Белоруссия оценивала в 5 млн тонн.
В компаниях не ответили на запросы “Ъ”, в «Транснефти» ситуацию не комментируют. Источник “Ъ”, близкий к правительству, поясняет, что сейчас компенсации зарубежным потребителям российской нефти будут выплачивать те нефтекомпании, у которых были контракты на поставку сырья на НПЗ, а затем их перевыставят «Транснефти» как гаранту качества доставки нефти.
По мнению собеседника “Ъ”, у нефтяников не возникнет проблем с выплатой компенсаций, так как компании резервировали средства на этот случай.
При этом он уверен, что потребители попытаются получить с поставщиков как можно больше, в том числе за косвенный ущерб. Так, например, в июне вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко заявлял, что нефть, загрязненная едким дихлорэтаном, непоправимо испортила на Мозырском НПЗ оборудование стоимостью $20 млн, в то время как собеседник “Ъ” на рынке уверяет, что на заводе давно планировалась замена части оборудования и оно было заранее заказано. Также, по словам собеседника “Ъ”, компенсации требует Германия, хотя в «Транснефти» уверены, что до страны загрязненная нефть дойти не успела.
Поставщики, по мнению источников “Ъ”, в свою очередь, попытаются предъявить «Транснефти» еще более высокие требования, чем получили сами от потребителей, например, за недополученную прибыль или ущерб репутации. Пока никаких требований монополии не предъявляли, уверяют собеседники “Ъ”. Они отмечают, что «Транснефть» собирается жестко отстаивать утвержденный советом директоров предельный размер выплат грузоотправителям из расчета $15 на баррель некондиционной нефти. Разбираться компаниям придется самим, так как правительство вмешиваться не собирается. Такую позицию “Ъ” подтвердили в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Источник “Ъ” уверен, что судебных споров для решения разногласий по уровню выплат не избежать.
Сергей Гарамита из Райффайзенбанка считает, что компенсации в пределах $15 за баррель «Транснефть» выплатит нефтяникам без суда при предъявлении документов о понесенных расходах, но все, что будет выше этого уровня, компаниям придется отстаивать в суде. Управляющий партнер юридической компании «Шаги» Андрей Шарков добавляет, что условие о применяемом праве и конкретном суде или арбитражном учреждении, которое будет уполномочено рассматривать подобный спор, обычно записано в контрактах между потребителем и поставщиком.
Господин Гарамита рассчитал, что даже при максимальной оценке в 5 млн тонн загрязненной нефти (36,6 млн баррелей) при утвержденном уровне компенсаций $15 за баррель и с учетом дополнительных расходов $3 на баррель «Транснефть» заплатит не более 43 млрд руб. Это, по его мнению, не станет ударом для компании, но снизит дивидендную базу за 2019 год.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



Коммерсант