Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

ФАС нашла новый способ сдержать подорожание бензина

Известия
06 июня 2019/ 07:47

Федеральная антимонопольная служба нашла новый способ успокоить цены на бензин — в первую очередь оптовые. Для независимых НПЗ предлагается ввести требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже. Об этом «Известиям» рассказал замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Новая мера может стать альтернативой инициативе об увеличении порога обязательных продаж моторного топлива на бирже. Принятие решений правительства по этому поводу ожидается до 30 июня — именно тогда завершается действие очередного соглашения с нефтяниками о заморозке цен на бензин. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака «Известиям» сообщили, что вопрос о его продлении пока не обсуждается. Эксперты поддерживают предложения ФАС, но считают, что одним развитием биржевой торговли вряд ли можно стабилизировать рынок.

Без ручного управления

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила новую меру по стабилизации рынка нефтепродуктов. Речь об упорядочивании торговли на бирже со стороны независимых НПЗ. Их доля на рынке составляет от 10 до 15%, они имеют право на налоговый вычет при условии продаж на бирже не менее 10% произведенного продукта. Особенность, однако, в том, что на такие НПЗ не распространяется требование о равномерности и регулярности реализации нефтепродуктов.

Важен не только факт поставки, но и механизм торгов, пояснил «Известиям» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Если поставщик весь предписанный ему объем реализует в ходе одной-двух сделок, причем, зачастую, в интересах конкретного покупателя, это приводит к отклонениям в ценообразовании. Такие сделки далеко не всегда можно считать конкурентными, отметил замглавы ФАС.

По его словам, необходимо привести независимые НПЗ к такому же режиму торгов, как у вертикально интегрированных компаний (ВИНК), а также повысить ликвидность за счет расширения торговли поставочными фьючерсами. Это, возможно, позволит отказаться от уже давно обсуждаемой темы повышения порога обязательных продаж на бирже. Для бензина его хотят увеличить с 10% до 15% от общего объема производства, а для дизельного топлива — с 5% до 7,5%.

Предложение о повышении порога ФАС еще в прошлом году направляла в Минэнерго, но никаких решений по этому поводу не было принято.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака «Известиям» сообщили, что пока не ознакомлены с инициативой ФАС в отношении независимых НПЗ. В Минэнерго предложения ФАС не прокомментировали.

— Сейчас нефтяные компании и так продают на бирже объемы, превышающие установленный порог, задача лишь сделать эти продажи равномерными, — отметил Анатолий Голомолзин.

Действие очередного соглашения правительства с нефтяниками по заморозке розничных цен на бензин и дизельное топливо должно завершиться 30 июня, и к этому времени, по словам Анатолия Голомолзина, уже должны быть окончательно приняты решения в отношении независимых НПЗ и порога продаж, а также подписаны соответствующие документы.

Управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» (нефтетрейдер) Максим Дьяченко считает вероятным, что, с учетом майского скачка цен, правительство предпочтет подстраховаться и пролонгировать соглашение.

По данным аналитического агентства VYGON Consulting, оптовые цены на бензин в апреле-мае нынешнего года повысились на 20%.

В аппарате Дмитрия Козака «Известиям» сказали, что продление соглашения сейчас не обсуждается, так как действуют предусмотренные налоговым маневром меры. Речь о введении демпфирующего акциза.

Future за фьючерсом

Анатолий Голомолзин добавил, что развитие торговли поставочными фьючерсами (биржевой контракт, в котором заранее оговариваются сроки и объемы поставки) положительно повлияет на параметры ликвидности биржи и также будет способствовать стабилизации рынка.

Предложения ФАС в отношении независимых НПЗ — разумные и дадут определенный эффект, поскольку сейчас торговля идет непредсказуемо, но и от повышения обязательного порога продаж отказываться не стоит, полагает Максим Дьяченко.

— Далеко не все нефтяные компании следуют примеру «Роснефти» и торгуют выше установленного порога. Есть и те, кто продает строго по нормативу, но если видят, что цена идет вверх, — увеличивают продажи. Если порог продаж будет повышен с условием, что эти объемы могут быть проданы и по фьючерсным контрактам, это окажется безусловно позитивной мерой, — отметил эксперт.

Иной точки зрения придерживаются в исследовательской группе «Петромаркет».

— Важно понимать, что цены формируются соотношением спроса и предложения на всем рынке, а не только в биржевом сегменте, который играет второстепенную роль. Поэтому как бы ни поменялись требования к независимым НПЗ, это не приведет к заметным изменениям на рынке, — полагают в компании.

В «Форте Инвест» (основной акционер и партнер нефтеперерабатывающего завода «Орскнефтеоргсинтез») не стали официально комментировать предложение ФАС.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал «Известиям», что на Биржевом комитете ФАС этот вопрос обсуждался и все НПЗ (не только независимые) просили, в случае принятия требований к ним, четко регламентировать понятия «равномерность» и «регулярность».

Максим Дьяченко также напомнил, что сейчас запущен процесс совершенствования механизма срочной торговли (то есть торговли фьючерсами) и стоит задача устранить все препоны и «узкие места».

— Интерес к таким торгам большой, поскольку приобретение топлива за один или несколько месяцев по оговоренной цене страхует продавцов и покупателей от ценовых скачков, в конечном счете оказывает позитивное влияние на цены, снимая проблему ценового ажиотажа. За рубежом именно срочный рынок выступает индикатором цен на нефтепродукты, — отметил эксперт.

По мнению руководителя направления «Срочный рынок» БКС Никиты Силкина, фьючерсы позволяют снизить риски ценовых колебаний по отдельным базовым активам, что благоприятно сказывается на финансовых показателях компаний, поэтому интерес к ним среди участников торгов растет. Однако на ликвидности негативно сказываются периодические ограничительные меры, предпринимаемые правительством для сдерживания роста цен.

Просмотров 1637
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

Индекс цитирования