Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Игорь Юшков: С принятием налогового маневра в РФ исчезнут стимулы для развития нефтепереработки

13 июля 2018/ 11:12

Москва. Госдума 5 июля приняла в первом чтении законопроекты о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Независимые нефтегазовые компании (ННК) обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой изменить параметры налогового маневра. По их мнению, принятие законопроекта негативно повлияет на работу частного сектора нефтепереработки в РФ, что вызовет кризис на рынке нефтепродуктов и как следствие - социальную напряженность.

Как может отразиться на ННК завершение налогового маневра, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

 

- Эксперты отмечают, что налоговый маневр в нефтяной отрасли необходим, но он более выгоден ВИНКам. По вашему мнению, государство, разрабатывая законопроект, учитывало его ориентированность только на крупный бизнес? 

- Налоговый маневр не выгоден никаким нефтяным компаниям, так как он увеличивает на них налоговую нагрузку. Эту реформу инициировал Минфин, чтобы увеличить доходы бюджета.

Раньше половину природной ренты государство собирало с нефтяников на скважине в виде НДПИ, а вторую - при экспорте нефти и нефтепродуктов в виде пошлины. При этом нефть, переработанная на российских НПЗ и реализованная на внутреннем рынке, попадала только под НДПИ.

После завершения налогового маневра всю природную ренту государство будет забирать на скважине (НДПИ). В итоге получится, что нефть для НПЗ подорожает, а заводы, в свою очередь, включат разницу в стоимость конечного продукта. 

 

- Последствия принятия налогового маневра для ННК могут быть весьма неутешительными. В том числе это приведет к закрытию нефтеперерабатывающих заводов. НПЗ, которые находятся на стадии модернизации, ждут значительные финансовые потери? 

- Указанные выше правила одинаковы как для ВИНКов, так и для независимых переработчиков, которых, в общем-то, в России очень мало по сравнению с ВИНКами. Разница лишь в том, какие меры государство будет предпринимать, чтобы остановить рост цен на нефтепродукты по мере реализации налогового маневра.

Предполагается, что часть компаний получат отрицательный акциз, что поможет сдержать цены на нефтепродукты. Но тот, кто не получит льготы, будет вынужден в конечном итоге выйти из бизнеса. Поэтому все нефтяники так активно лоббируют свои интересы: кто-то просит дать им льготы как попавшим под санкции компаниям, кто-то говорит, что льготы должны выдаваться только тем, чьи НПЗ имеют существенную глубину переработки нефти и т. д.

Я думаю, что закрытия НПЗ не произойдет, будет перераспределение собственности. Те, кому не дадут льгот, просто продадут свои активы крупным игрокам, которым хватило лоббистского ресурса для получения преференций со стороны государства. Следует ожидать дальнейшей консолидации отрасли.

С этой точки зрения налоговый маневр выгоден ВИНКам. Но это лишь небольшой бонус в рамках крайне не выгодной для них реформы. 

 

- Налоговый маневр предусматривает обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты. Вызовет ли это значительный рост цен на топливо на внутреннем рынке? 

- Налоговый маневр действительно создает риск роста цен на топливо, так как возрастающие издержки нефтяники будут закладывать в стоимость конечного продукта. Сама логика реформы: убрать «субсидирование» нефтяной отрасли. Но вот только непонятно, почему существующую систему нужно менять? Россия - нефтедобывающая страна, почему у нас топливо должно стоить столько же, сколько в странах, где своей нефти нет? При этом изначальное желание Минфина пополнить бюджет выходит боком.

Государство опасается социальной напряженности от роста цен на топливо и станет компенсировать нефтяникам потери от сдерживания цен, вводя те же отрицательные акцизы. По факту это расходы бюджета, и первоначальная цель пополнить бюджет оказывается невыполненной. 

 

- Как в целом, по вашему мнению, отразится налоговый маневр на нефтегазовой отрасли? Какие преимущества получат ВИНКи? И есть ли все-таки хорошие новости для малых нефтяных компаний и частного сектора переработки углеводородного сырья?

- Переработка оказывается наиболее пострадавшим сегментом от налогового маневра. И чем меньше компания, тем меньше у нее возможность отстоять свои интересы. ВИНКам тоже придется больше платить, однако они смогут добиться для себе преференций от государства. В итоге объемы переработки нефти в России могут сократиться, а объемы экспорта сырой нефти - вырасти, так как стимулов развивать переработку в России не будет. Это противоречит постоянным тезисам властей о том, что мы должны развивать перерабатывающие отрасли и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью.

Просмотров 5015
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования