Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

"В 1988—1989 годах мы стали терять темп": С чего начиналась история "Газпрома"

09 августа 2017/ 13:44

Москва. В этом августе российскому газовому гиганту, компании «Газпром» исполняется 28 лет. Агентство нефтегазовой информации вспоминает, с чего начиналась история корпорации.

Главное управление по добыче природного газа в структуре Миннефтепрома создали еще в 1948 году. Ведомство стало первой государственной организацией в газовой отрасли. Через восемь лет, в 1956, управление стало более самостоятельным, превратившись в Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР, иначе – Главгаз. Ещё через девять лет, в 1965 году, появилось уже отдельное Министерство газовой промышленности. В 1972 году в Союзе создали еще одно новое ведомство – министерство для строительства предприятий нефтегаза; ему стало тесно под крышей Главгаза.

(совместное заседание работников Мингазпрома и Миннефтепрома СССР, 1972 год)

Газ был важен для страны. Но его все равно не хватало, чтобы удовлетворить потребность государства в сырье. Поменяло ситуацию открытие больших месторождений в Сибири, на Урале и в Поволжье. Это сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. Добыча выросла почти в пять раз (до 587 миллиардов кубометров ежегодно), и в 1984 году Советский Союз стал лидером на мировом рынке.

А в 1985 году министром газовой промышленности стал Виктор Черномырдин. Это было начало истории «Газпрома». Ведь именно он стал первым главой формации под этим названием.

Черномырдин позже так вспоминал о своем назначении: «Вечером приехал домой [после встречи с председателем Совета министров Тихоновым – прим. ред.], все думаю — как еще решат, когда... Включаю программу «Время», а там диктор читает: «Принято постановление ЦК и Совета министров СССР освободить от занимаемой должности министра нефтяной промышленности Мальцева и министра газовой промышленности Динкова... Назначить министром нефтяной промышленности СССР Динкова Василия Александровича, министром газовой промышленности СССР Черномырдина Виктора Степановича».

Через четыре с половиной года после назначения Черномырдин стал локомотивом ключевых изменений в истории компании «Газпром». Он инициировал упразднение министерства газовой промышленности и превращения его в государственный концерн, живущий не по правилам госаппарата, а по закону о предприятиях.

Рассказывая в своих воспоминаниях о причинах такого поворота, Черномырдин сетовал: несмотря на свою, казалось бы, огромную власть, он не мог принять ни одного решения без согласования в Совете министров. Заработанными деньгами ведомство тоже не распоряжалось – а ведь надо было поддерживать состояние транспортной и добывающей системы, вкладываться в развитие. Но при существующем положении дел это было невозможно.

«Стали понимать, что ситуация в стране складывается тупиковая. В 1988—1989 годах мы стали как бы прокручиваться на месте, терять темп. И мне уже тогда было абсолютно понятно: надо менять систему отношений в стране. Госплан и Госснаб ничего уже дать не могли. Дела не шли», - писал Черномырдин.

Будущий премьер-министр еще до своего дерзкого, невиданного замысла изучал методы работы промышленников за рубежом и пришел к выводу, что собственные схемы надо менять. Иначе отрасль могла деградировать. Представители министерства газовой промышленности вошли в правительство с предложением вывести его из министерской структуры и перевести в хозяйственную. Таким образом, организация стала бы работать по недавно принятому закону о предприятиях.

В высоких кабинетах начинание Черномырдина встретило абсолютное непонимание. Зачем это надо?! Ведь будет только куча проблем. Сиди на своем месте – и все. В итоге удалось найти союзника в лице председателя Совета министров Николая Рыжкова. Его удалось убедить в том, что не будет никакого самодурства руководителя, что есть планы, программы, которые можно проверить. На следующий же день вопрос вынесли на заседание президиума Совмина.

«На заседании президиума докладывал я меньше часа. В мертвой тишине. Для всех было дико: человек добровольно уходит из союзных министров, берет на себя и инициативу, и всю полноту ответственности за все», - рассказывал будущий глава «Газпрома».

В итоге концерн благодаря репутации Черномырдина и соответствия реформы духу перестройки все же появился. Начальников управлений посылали на стажировки в Германию, Италию. Образ жизни бывшего Главгаза изменился совершенно.

«Я уже работал как руководитель крупного предприятия. Реже стал ходить в Госплан, в Совмин. Всю структуру мы стали менять: упростили, переделали. Стали искать, на чем могли бы сэкономить. Мы уже жили, отталкиваясь от своей хозяйственной деятельности. Аппарат концерна уже зависел от результатов работы всей отрасли. Мы стали жить по другим законам. <…> Сейчас все знают, что мы оказались правы. Хотя меня запугивали, не давали действовать. Мы жили сами. Это нас спасло. Спасло отрасль прежде всего. От этого решения выиграли все, и больше всего выиграла страна, Россия. Газовая отрасль сохранилась как монолит, как система», - считал Виктор Черномырдин.

От двенадцати заместителей, которые работали у министра в прежние времена, осталось лишь двое. В самом центральном аппарате работало 450 человек. Как утверждал их руководитель, каждого он знал лично. В наше время в «Газпроме» работает почти полмиллиона человек.

После распада СССР концерн подвергся приватизации и в итоге стал акционерным обществом. Сегодня «Газпром» - крупнейшая компания России по выручке за 2016 год. На компанию приходится 17% мировых запасов природного газа, 11% мировой добычи этого сырья и множество других рекордных показателей. Но это уже другая история. А началось все с решительного шага – выйти из зоны комфорта советского госаппарата и работать уже по законам бизнеса.

При подготовке текста использовались воспоминания Виктора Черномырдина «Время выбрало нас», материалы официального сайтов gazprom.ru, tadvizer.ru, ubiznes.ru.

Просмотров 7612
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

Индекс цитирования