$62.24 -0.22%
$ 77.69 -0.19
€ 91.21 -0.68
               

Газпрому создали пакет проблем

Коммерсант
23 апреля 2009/ 10:14
Европарламент одобрил вчера так называемый третий энергетический пакет — план либерализации энергетического рынка Европы. Его реализация грозит положить конец попыткам "Газпрома" дойти до конечного потребителя в Европе и получить под свой контроль европейские распределительные сети. Более того, этот план означает, что российскому руководству вряд ли удастся в обозримом будущем обменять газ на политическое влияние в Европе.
Европарламент на вчерашнем заседании в Страсбурге абсолютным большинством одобрил во втором чтении предложенный Еврокомиссией "третий энергетический пакет". За либерализацию газового рынка проголосовали 596 депутатов при 45 против, а рынка электроэнергии — 588 за и 81 против. Теперь для того, чтобы правила, содержащиеся в "третьем пакете", вступили в силу, необходимо, чтобы его одобрил совет министров ЕС. По информации источника "Ъ" в Еврокомиссии, это решение может быть одобрено без каких-либо проблем — в этом случае одобрения в третьем чтении уже не понадобится.
"Третий пакет", предложенный Еврокомиссией в 2007 году, предполагает, что компании—продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. Инициаторами таких революционных требований были небольшие компании-трейдеры, заявлявшие, что крупные энергоконцерны препятствуют их доступу к распределительным сетям. Тогда европейские антимонопольные органы потребовали от немецких энергокомпаний RWE и E.On продать свои распределительные сети. Однако Париж и Берлин выступили категорически против принудительного разделения крупнейших региональных энергетических монополий, и остальные страны ЕС согласились на компромисс — сети и трейдерские структуры могут оставаться в собственности одного владельца, но под наблюдением независимого регулятора.
Принятый вчера документ подробно описывает новые правила игры на европейском газовом рынке. Каждой из стран ЕС предоставляется на выбор одна из трех схем. Первый вариант предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Второй вариант позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей.
Однако для либерализации рынка управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный "независимый оператор системы", который будет действовать в рамках одной страны. Третий вариант также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, однако они должны будут следовать правилам независимого управления разными видами бизнеса, а контролировать их деятельность будет специальный "наблюдательный орган". "Мы движемся к отделению транспортных сетей — тем или иным способом",— резюмировал принятый документ депутат Европарламента Алехо Видаль-Куадрас. На внедрение этих правил европейским странам предоставляется три с половиной года.
Отдельно в документе прописано, что эти правила должны применяться не только к европейским компаниям, но и к фирмам из третьих стран, работающим в ЕС,— то есть в первую очередь к "Газпрому". В "третьем пакете" отмечается, что власти каждой из европейских стран могут отказать компании в праве вхождения на ее внутренний рынок в двух случаях: если эта компания не отвечает требованием разделения добычи и транспорта или если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов ЕС. Если первое требование "Газпром" в отдаленной перспективе может удовлетворить (это не противоречит существующему второму этапу плана реформирования компании), то второе условие, очевидно, является в большей степени политическим.
Принятые правила окончательно рушат давнюю идею газпромовского руководства о проникновении на внутренний рынок Европы и получении прямого доступа к газовой плите рядового европейского потребителя. Даже в третьем, самом мягком варианте либерализации содержится запрет на то, чтобы руководящие должности в компаниях-операторах занимали менеджеры из вертикально интегрированных холдингов типа "Газпрома" или его структур. Прежде чем начать руководить транспортными сетями, они должны пройти трехлетний карантин. Руководители же компаний-операторов не смогут пойти на работу в тот же "Газпром" без четырехлетнего карантина.
Планируемую в ЕС либерализацию в российской компании всегда описывали чуть ли не как катастрофу — зампред правления "Газпрома" Александр Медведев не раз говорил, что она разрушит действующую схему поставок и навредит потребителям в Евросоюзе. Вчера в "Газпроме" от комментариев отказались.
Газопроводу Nord Stream принятый план пока ничем не грозит, так как в нем содержится специальная оговорка, позволяющая не передавать столь важный и дорогостоящий проект в управление третьим лицам. Однако даже в случае реализации проекта Nord Stream Россия уже не получит того политического влияния в Европе, на который она рассчитывала и ради которого и затевался этот проект. К тому же принятие решения о либерализации наверняка даст импульс развитию проектов по замещению российского газа в Европе. Польша уже подписала 20-летний контракт с Катаром на поставку сжиженного природного газа (СПГ), а Хорватия вчера объявила о строительстве терминала по приему СПГ как раз в том месте, куда по первоначальным планам должен был прийти South Stream. Таким образом, обменять российский газ на политическое влияние в Европе Москве вряд ли удастся.
После осуществления либерализации, очевидно, больше не будет функционировать прежняя система торговли газом на основании долгосрочных контрактов. По новым правилам потребители смогут сравнивать цены и заменять поставщика в течение трех недель. "Газораспределительным компаниям придется повысить гибкость в смысле цен и качества сервиса. И выиграют те, кто согласен на меньшую маржу",— рассуждает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. "Эти меры не только сделают услуги более качественными, но и обеспечат надежность поставок, будут способствовать созданию экологически чистых альтернатив",— считает британский министр по делам Европы Кэролайн Флинт.
Примечательно, что "третий пакет" был принят Европарламентом на следующий день после публикации на сайте Кремля нового концептуального подхода к энергобезопасности. Никак не отреагировав на российское предложение, Европа продемонстрировала, что уже давно не задумывается над базовыми принципами, а активно разрабатывает конкретные детали функционирования своей энергосистемы. И начинать все с начала только ради того, чтобы обсудить предложения России, в ЕС не собираются. По словам эксперта Михаила Корчемкина, Евросоюз вчера продвинулся в абсолютно противоположном предложенному Россией концептуальному подходу направлении. "Газовый рынок без конкуренции между производителями, с регулируемыми ценами, прогнозируемым сбытом и газпромовской вертикалью от скважины до потребителя в ЕС не актуален",— считает он.
Очевидно, что первым местом, где будет на практике опробована новая европейская система, станет Украина. Брюссельская декларация о модернизации украинской ГТС, подписанная премьером Юлией Тимошенко и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, полностью отвечает духу и букве "третьего пакета". Как только украинская ГТС будет передана под управление одному из европейских национальных операторов, "Газпрому" придется продавать весь свой газ на границе России с Украиной и далее контролировать его движение он уже не сможет.
Просмотров 889
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году

25.12.2025 Петров Сергей Сеигенвич

Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес

11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами

23.12.2025 Смирнов Николай Иванович 55 лет

Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

17.12.2025 Виктор 3

К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.

16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года

16.12.2025 Кипятков Добрыня Никитич 65 лет

Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г


^