Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Доклад Валерия Язева на выездном заседании комиссии Госдумы по энергетике

16 февраля 2007/ 13:29
Топливно-энергетический комплекс России действительно основа современного индустриального общества, один из инструментов макроэкономической политики. Формируя треть валового внутреннего продукта, он принципиально влияет на динамику экономического развития государства.
Деятельность всех отраслей ТЭК направлена на обеспечение национальной безопасности. Одно из классических определений понятия “энергетическая безопасность” звучит как “состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению”. Все это не пустые слова. Они предполагают управление государственным фондом недр, развитие топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливного баланса, стратегическое планирование и научно-техническую политику в энергетике.
Важным условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК считаю единство целей и методов государственной политики в сфере энергетики на федеральном и региональном уровнях. Именно поэтому нам представляется крайне важным обсуждать весь комплекс этих вопросов в Тюмени, энергетическом сердце нашей страны.
Устойчивый экономический рост предполагает существенное увеличение спроса на энергоресурсы. Но мы должны понимать: речь не только о количественном росте. Адекватно отвечать требованиям времени может лишь качественно новый ТЭК — финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, приемлемый для окружающей среды, обладающий передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Мы не можем закрывать глаза на болевые точки российского ТЭК. Ключевой я считаю проблему высокой энергоемкости ВВП: она превышает среднемировой показатель в 2,3 раза! Основные фонды изношены, что влечет за собой отставание в эффективности производства, увеличивает риск аварий. Производственный потенциал не всегда соответствует мировому научно-техническому уровню. Внутренний энергетический рынок развит недостаточно. Вопросы экологии по-прежнему на последних позициях. Отстает законодательство, которое не в полной мере учитывает специфику функционирования предприятий ТЭК в современных условиях.
То, что ситуация в ТЭК осложнена проблемами, известно давно и хорошо. Известен и перечень мер, необходимых для их решения. Нужно резко увеличивать инвестиции для обновления основных фондов, внедрять передовые технологии, заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы, освоением новых месторождений, развитием инфраструктуры транспорта энергоносителей, ресурсо- и природосбережением.
Диспропорции в топливном обеспечении отдельных регионов России становятся “хронической болезнью”, что проявляется в неудовлетворительном состоянии коммунальной энергетики, сбоях теплоснабжения. И реально угрожают энергетической безопасности регионов. Ситуацию усугубляет неравномерное географическое размещение первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии, недостаточная мощность линий электропередачи, связывающих Сибирь с европейской частью страны.
Даже неспециалистам очевидно несоответствие между предложением электрической, тепловой энергии и растущими потребностями российской экономики, жилищно-коммунального хозяйства. Энергодефицит, усугубляющийся неэффективностью генерации и низким КПД действующих установок, ограничивает промышленный рост и решение приоритетных задач в социальной сфере.
Генерирующее, электросетевое оборудование физически и морально стареет. Основная масса электростанций, сетевых и распределительных систем вводилась в 60-70-е годы прошлого столетия. При этом основные фонды выработаны более чем наполовину! Это вводит энергетику в зону повышенного риска технологических отказов и аварий.
Потребление газа в России уже достигло уровня, намеченного Энергетической стратегией на 2020 год. При этом доля природного газа в топливном балансе страны вопреки намеченным ориентирам превысила 52 процента. Еще более значительную роль природный газ играет в энергетике. Причем в европейской части России на газе вырабатывают более 80 процентов энергии. Такое доминирование представляет реальную угрозу для энергоснабжения потребителей, для безопасности страны в целом и требует изменения структуры энергетического баланса.
При сохранении сложившейся тенденции Россия вскоре может столкнуться с дефицитом энергоресурсов на внутреннем рынке и проблемами в исполнении своих экспортных обязательств по поставкам газа. Это единственный вид топлива в стране, цены на которое государство удерживает на уровне в несколько раз ниже мирового. Существующая ценовая политика привела к фактическому отказу от газосбережения и консервации устаревших расточительных технологий. Иными словами, сколько газа ни добывай, его все равно будет мало. Приведу лишь один пример: расход газа в металлургии и производстве удобрений у нас превышает аналогичные зарубежные показатели в 1,6 — 2,2 раза!
Директивное сдерживание цен на газ, поставляемый российским потребителям, ограничивает развитие газовых компаний, воспроизводство запасов и модернизацию основных фондов. Убыток “Газпрома” от поставок на внутренний рынок по итогам 2006 года оценивается в 34 млрд. рублей! Только поэтапный переход к справедливым ценам на газ, ориентиром для которых может быть цена межтопливной конкуренции, отвечает интересам обеспечения энергетической безопасности и конкурентоспособности национальной экономики.
Для интенсификации энергосбережения необходимы обоснованное повышение внутренних цен на энергоносители, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, продолжение реформирования жилищно- коммунального хозяйства. Мероприятия по сбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью программ социально-экономического развития регионов, в том числе региональных энергетических программ.
Возвращаясь к разговору о топливном балансе, считаю необходимым повышение в нем доли угля. Переход к газоугольному энергохозяйству объективно закономерен. На территории России сосредоточено 16 процентов мировых запасов угля, и по этому показателю мы уступаем только США. Примерно 60 процентов наших углей относится к высокотехнологичным, что при современных технологиях позволяет обеспечить их конкурентоспособность по сравнению с природным газом. Нам необходима коренная модернизация угольной промышленности: увеличение объема обогащения коксующегося и энергетического углей, переход к их глубокой переработке, внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для газификации углей, в том числе с перспективой использования в парогазовых установках.
Важнейшая составляющая российского ТЭК — атомный энергопромышленный комплекс, который на наших глазах переживает настоящий подъем. Президентом и правительством приняты программа развития атомной отрасли, Федеральная целевая программа развития атомного энергопромышленного комплекса. Мы должны четко понимать: рост мирового спроса на энергию в сочетании с ростом ресурсных и экологических ограничений требует значительного использования ядерной энергии. Производство ее в мире к середине века должно увеличиться в 4-5 раз. Если Россия окажется в стороне от этого процесса, то может забыть не только о роли энергетической сверхдержавы, но даже просто о положении сильной и конкурентоспособной страны.
В настоящее время установленная мощность АЭС составляет 21 гигаватт, что обеспечивает 15,7 процента производства электричества. К 2030 году доля атомной генерации должна достичь 21 процента. Для выхода на обозначенные параметры потребуется удвоить имеющиеся мощности.
Принятые документы подчеркивают принципиальное значение инновационного развития отрасли. Технологическая политика предусматривает внедрение технологии на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевого топлива, что позволит снять ограничения в отношении сырья на обозримую перспективу, сохранив экспортный потенциал на ядерном рынке.
Влияние нашего экспорта обогащенного урана на мировую энергетику сопоставимо с влиянием экспорта нефти и газа. Мы обеспечиваем более 40 процентов на мировом рынке услуг, связанных с обогащением урана и ядерно-топливным циклом. Еще одно направление — строительство атомных станций за рубежом. Российские компании могут претендовать на пятую часть столь перспективного рынка.
Но для этого помимо современных разработок, которые у нас есть, нужны соответствующие структуры, способные конкурировать с теснящими нас транснациональными корпорациями. Нужна мощная интегрированная компания, объединяющая основные производства и науку в единое целое. Процесс формирования такой компании начался с принятием в начале текущего года соответствующего закона. Создаваемое в соответствии с ним открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого закреплены в федеральной собственности, будет отвечать за весь комплекс вопросов развития ядерной энергетики.
Говоря о взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей власти в сфере ТЭК, хотелось бы отметить несколько важных, на мой взгляд, моментов. Большинство пунктов плана работы правительства в сфере нормативного обеспечения реформы электроэнергетики на 2005-2006 годы не выполнены. Так, не внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов “Об энергосбережении” и “О теплоснабжении”. Несколько месяцев назад был принят подготовленный депутатами закон, определяющий сроки установления предельных тарифов на тепло- и электроэнергию при принятии бюджета, а необходимого для его реализации правительственного постановления до сих пор нет.
Подводя итог сказанному выше, можно сформулировать несколько ключевых задач, стоящих перед российским ТЭК. Это гарантированное обеспечение экономики и населения качественными энергоресурсами по адекватным ценам, рациональное использование энергоресурсов, развитие рыночных институтов, минимизация отрицательного воздействия энергетики на окружающую среду за счет внедрения новых технологий, повышение эффективности использования потенциала ТЭК для обеспечения развития страны.
Решение задач возможно только при изменении подхода государства к ТЭК. Для стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная, воспринятая обществом и институтами государственной власти продуманная энергетическая политика. В результате ее реализации в России должен сложиться эффективный топливно-энергетический комплекс, полностью удовлетворяющий потребности растущей экономики страны в энергии и занимающий достойное место на мировых энергетических рынках.
Все это и должно быть предметом законодательной деятельности. Многое здесь зависит не только от федеральных законодателей. Мне хотелось бы подчеркнуть важность активности региональных законодательных собраний, в том числе по выдвижению новых инициатив.
Валерий ЯЗЕВ, председатель комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи
Просмотров 368
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

05.01.2011
Бургун Сергей Анатольевич

22.07.2020 Магомедова Аминат Магомедовна

Спасибо вам добрый ЧЕЛОВЕК

22.07.2020
На месте разлива топлива в Норильске завершен сбор водно-топливной смеси

22.07.2020 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 60

А сколько фактически из 21163 тонны нефтепродуктов собрано? Вторая часть вопроса сколько "ушло" в океан?

27.06.2018
Новым генеральным директором АО "Стройтранснефтегаз" стал Иван Сибирев

11.07.2020 Смирнов Валерий ВладимировичТа

Так держать,Иван!

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

Индекс цитирования