$63.91 +1.67%
$ 80.86
€ 92.14
               

Первая очередь ВСТО обойдется Транснефти в $11 млрд

Ведомости
13 февраля 2007/ 16:48
Восточная труба обойдется “Транснефти” значительно дороже, чем планировалось, и станет самой дорогой в России после подводного участка Северо-Европейского газопровода. На первую стадию проекта компания потратит $11 млрд вместо $6,6 млрд. “Транснефть” объясняет рост затрат инфляцией и изменением маршрута трубы.
“Транснефть” — нефтепроводная монополия, владеет 48 708 км магистральных нефтепроводов. Чистая прибыль по МСФО за девять месяцев 2006 г. — 51 млрд руб., выручка — 147 млрд руб. Государству принадлежат 75% акций “Транснефти” (100% голосующих), привилегированные акции обращаются на биржах, капитализация — $3,71 млрд. В 2006 г. начала строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) длиной около 5000 км и проектной мощностью 80 млн т нефти в год.

“Транснефть” долго держала в тайне затраты на ВСТО. В ценах 2004 г. монополия считала, что весь проект обойдется ей примерно в $11,5 млрд, а первый этап — в $6,6 млрд. Но прежней сметы всего проекта хватит только на первую часть. В меморандуме к выпуску еврооблигаций (копия есть в распоряжении “Ведомостей”) компания оценила затраты на строительство трубопровода Тайшет — Сковородино мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмино (Тихий океан) в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счет китайской CNPC, предполагает “Транснефть”. Первый этап планируется завершить в 2008 г. В 2006 г. “Транснефть” уже построила 540 км трубы, затратив 88 млрд руб., говорится в меморандуме. В 2007 г. компания намерена вложить в ВСТО 198,7 млрд руб., в 2008 г. — 63,6 млрд руб. (все суммы — с учетом НДС в 18%). Стоимость второго этапа трубопровода (2100 км до Тихого океана и увеличение мощности до 80 млн т в год) “Транснефть” еще не подсчитала.

Первоначальные $6,6 млрд в ценах 2004 г. эквивалентны 190 млрд руб., с учетом 20%-ной инфляции за 2005-2006 гг. получается 228 млрд руб. Остается 30%. Повышение сметы сверх инфляции, по словам вице-президента “Транснефти” Сергея Григорьева, объясняется в основном изменением маршрута. За несколько дней до начала стройки президент Владимир Путин потребовал отодвинуть трубу от Байкала. В итоге она пройдет в 400 км от озера, но компании придется потратиться на инфраструктуру.

Новый проект, “несомненно, будет дороже”, предупреждал президент “Транснефти” Семен Вайншток в июне в интервью “Ведомостям”. “Мы должны построить не только трубу, но и дополнительно 300-400 км дорог, большее количество нефтеперекачивающих станций, обеспечить энергоснабжение, а это серьезнейшая проблема для тех регионов”, — объяснял он. Для обхода Байкала компании придется дополнительно построить около 1700 км электросетей, рассказывал Григорьев. Эксперты оценивали их стоимость в $1-2 млрд.

И все же столь резкое увеличение стоимости трубы поразило экспертов. Если бы решение о строительстве трубы принималось сегодня, может быть, еще раз бы подумали, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Длина первой очереди ВСТО составляет 2757 км, таким образом, 1 км этой трубы обойдется в $4 млн, при строительстве Баку — Джейхан вышло $2,2 млн за 1 км, БТС — $2,6 млн, 1 км Бургас — Александруполис планируется строить за $3 млн. Дороже ВСТО — $4,7-5,7 млн — только морская часть Северо-Европейского газопровода, отмечает эксперт.

Удорожание проекта отразится на тарифах, убежден Нестеров. Скорее всего они увеличатся для всей системы, иначе или ВСТО не окупится, или по нему будет невыгодно качать. Раньше планировалось, что прокачка 1 т нефти по ВСТО обойдется нефтяникам примерно в $38. Сколько будет после увеличения стоимости проекта, в “Транснефти” не считали. В ТНК-BP и “Роснефти” от комментариев отказались, связаться с представителями “Сургутнефтегаза” вчера вечером не удалось. Если тарифы будут слишком высоки, компании могут предпочесть поставлять нефть по железной дороге, говорит сотрудник крупной НК, добывающей нефть в Восточной Сибири. Вице-президент РЖД Салман Бабаев в конце 2005 г. заявил, что, если нефтяные компании гарантируют поставку в Китай не менее 40 млн т нефти в год, железнодорожная монополия готова снизить тариф на ее перевозку до $28 за 1 т.

“Мы исходим из того, что государство как-то поможет "Транснефти" в финансировании этого проекта, например поднимет тарифы по системе в целом”, — говорит аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина. Такой вариант сейчас рассматривается, сказал “Ведомостям” чиновник, близкий к совету директоров “Транснефти”. Занять $11 млрд за год “Транснефть” сможет, говорит Ананькина: это крупная компания почти без долгов. В меморандуме “Транснефть” сообщила, что уже потратила все 65 млрд руб. из кредитной линии Сбербанка, открытой в 2006 г. А “дочка” компании ООО “Востокнефтепровод” в ноябре заключила договор со Сбербанком об открытии кредитной линии до 15 млрд руб., из которых к 6 февраля уже потратила 6,6 млрд рублей
Просмотров 796
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

05.05.2025 nik

Светлая память. Без его аналитики данные о будущем еще более размыты и подвержены манипуляциям..

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.

28.01.2025
В год 50-летия Когалыма в городе откроют новые объекты социальной инфраструктуры

11.02.2025 Кузьмичев Олег Борисович, 62 года

18 лет моей жизни прошло в Когалыме. Замечательный город, замечательные люди. Город с каждым годом просто расцветает! Спасибо компании ЛУКОЙЛ и, главное, огромнейшее спасибо ее президенту Вагиту Юсуфовичу Алекперову за их человечное отношение к жителям города. Благодаря им в городе созданы все условия для молодых семей и их маленьких детей. А в последнее время созданы условия и для молодежи.

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.


^