Трубный оптимизм
Шансов на это не очень много -- стороны пока не могут договориться о распределении долей между заинтересованными странами и соответственно условиях предоставления налоговых льгот на территории Болгарии и Греции, без которых проект теряет свою экономическую привлекательность.
Российское Минпромэнерго смотрит на проект с нескрываемым оптимизмом. «Проект рассматривается нами прежде всего с точки зрения его транспортной эффективности, и на сегодняшний день нет оснований сомневаться в финансировании проекта и его наполняемости нефтью. Он действительно может быть экономически эффективным для всех участников», -- считает г-н Дементьев.
Нефтяные компании, ранее заявлявшие о своем интересе к проекту, отреагировали на решение представителей правительств достаточно сдержанно. Ответ у всех, в том числе и у координатора проекта ТНК-ВР, один: «Подождем 4-го числа, тогда будет видно». При этом ТНК-ВР по-прежнему рассматривает альтернативные варианты прокачки нефти в обход черноморских проливов (главная прелесть проекта Бургас--Александруполис) по нефтепроводу Самсун--Джейхан. Как ранее говорил вице-президент компании Энтони Консидайн, выбор в пользу Бургаса был сделан до того, как турецкий трубопровод стало поддерживать правительство этой страны. Сейчас ситуация с Самсун--Джейхан изменилась, и ТНК-ВР задумалась, правильно ли она сделала выбор в пользу греко-болгарского направления.
Не спешит в Бургас--Александруполис и американская Chevron, которая несколько месяцев назад сообщала о своем желании прокачивать по этой трубе казахскую нефть с месторождения «Тенгиз». По словам главы российского представительства компании Иана Макдоналда, для Chevron этот проект будет нужен только в случае расширения мощности до 67 млн т в год Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в котором компании принадлежит 15%. «Если КТК будет расширен, мы поддержим проект, если не будет расширен и (наша) нефть пойдет по южному маршруту в Баку--Джейхан, не будет и необходимости в нефтепроводе Бургас--Александруполис», -- цитирует его Интерфакс. Но проблема расширения КТК связана с вопросом увеличения тарифов на прокачку нефти и процентными ставками по кредитам, на которые трубопровод строился. Сейчас переговоры по этим вопросам находятся в тупике, а значит, решение по расширению КТК будет не скоро.
Основная цель проекта Бургас--Александруполис -- обойти Черное море и снизить транспортировку нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Предполагается, что его протяженность составит 258 км, а пропускная мощность -- примерно 35 млн тонн нефти с возможным увеличением до 50 млн тонн. Стоимость проекта оценивается в пределах 800--900 млн долл. Но несмотря на внешние выгоды, правительства трех стран уже более десяти лет не могут выйти на конкретные договоренности.
В апреле прошлого года Россия, Греция и Болгария наконец-то подписали меморандум о сотрудничестве по строительству трубы Бургас--Александруполис. В июне этого года ТНК-BP и «Газпром нефть» даже достигли соглашения об участии в объединенной российской компании для реализации этого проекта. Следующей обещала присоединиться «Роснефть», а «Транснефть» заявила о готовности стать оператором нефтепровода.
Как отмечают специалисты, вопросов к проекту Бургас--Александруполис очень много, и самый насущный из них касается гарантий поставок нефти. Пока ни одна из нефтяных компаний, объявлявших о своем участии в проекте, их не дала. (Что, кстати, стало объектом резкой критики этого проекта со стороны главы российской нефтепроводной монополии «Транснефть» Семена Вайнштока.) Непонятно, как и кем будут рассчитываться тарифы на прокачку нефти, кто будет оператором и, наконец, как распределятся доли в проекте. Ранее предполагалось, что страны будут участвовать в проекте на паритетной основе (по 33,3%). Недавно болгарские СМИ сообщили о принципиальном согласии Афин и Софии на увеличение доли Москвы до 51% (в этом случае болгарская и греческая уполномоченные компании получили бы по 24,5%). Однако нельзя исключать, что и это будет не окончательная конфигурация.
Впрочем, и нефтяников можно понять -- ни Болгария, ни Греция пока не взяли на себя обязательств предоставить проекту льготы и гарантии их сохранения на весь период эксплуатации трубы. Без них тариф на прокачку нефти по трубе будет существенно уступать конкурирующим вариантам транспортировки, в том числе и через проливы. А значит, экономическая эффективность проекта Бургас--Александруполис пока неочевидна.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.