Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Минфин очистит деньги от нефти

Коммерсант-Ъ
28 августа 2006/ 09:51
Сегодня министр финансов Алексей Кудрин внесет в правительство проект "Методологии формирования ненефтегазового баланса бюджета России". По одному из вариантов "Методологии...", имеющемуся в распоряжении Ъ, Минфин предлагает заменить действующий стабфонд нефтегазовым фондом, "в который направлялись бы все нефтегазовые доходы", и ограничить их приток в экономику 3-4% ВВП. "Методология..." является развернутым предложением господина Кудрина правительству по перестройке системы госфинансов.
"Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России" будет внесена в правительство Минфином сегодня; Ъ удалось ознакомиться с проектом одновременно с премьер-министром Михаилом Фрадковым, получившим документ вчера. Глава Минфина Алексей Кудрин предлагает премьеру "поручить Минфину, МЭРТу с участием Банка России внести согласованные предложения по возможному ее использованию в практике бюджетного планирования".
Суть предложений Минфина сводится к использованию "раздельного учета нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов". Алексей Кудрин предлагает вести управление этими доходами в особом режиме: изымать из экономики в отдельный фонд с особым порядком администрирования его расходов или по крайней мере учитывать их отдельно.
По одному из вариантов Минфин собирается использовать уже существующий механизм стабфонда, но при этом отказаться от фиксированной цены отсечения. В составе стабфонда предлагается выделить резервную часть и фонд будущих поколений. По другому варианту предлагается создание нового "нефтегазового фонда, в который направлялись бы все нефтегазовые доходы". То есть стабфонд, в котором сегодня накоплено более 2 трлн руб. только от двух конъюнктурных источников, НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, составит основу нефтегазового фонда, и только после этого конъюнктурные доходы можно будет тратить.
К нефтегазовым доходам Алексей Кудрин относит "налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов, полученных от реализации нефтегазовой продукции". Также в эту категорию попадут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Для вычленения доходов от экспорта газа, которые в Минфине рассматривают в том же ключе, что и нефтяные, предлагается восстановить и акциз на природный газ, отмененный в 2004 году. К нефтегазовым доходам предлагается отнести часть зачисляемого в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, природный газ и газовый конденсат. Туда же должны попасть и вывозные пошлины от экспорта газа и нефтепродуктов.
Наконец, нефтегазовыми доходами предлагается считать и "доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, поступающих от предприятий, осуществляющих добычу углеводородного сырья и производство нефтепродуктов, и доходы от деятельности СП 'Вьетсовпетро'". В документе отмечается, что "прочие доходы от нефтегазовой сферы, такие как НДС, налог на доходы физических лиц, социальные отчисления, предлагается не учитывать в составе нефтегазовых доходов". В Минфине подсчитали, что в 2006 году нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3,119 трлн руб. В 2007 году эти доходы сократятся до 3,195 трлн руб., а в 2009-м – до 2,457 трлн руб.
Сегодня механизм бюджетного распределения сырьевых доходов таков, что они регулируются только ценой отсечения для стабфонда, зафиксированной на уровне $27 за баррель. Согласно документу Минфина, она "не является определяющей для формирования расходов бюджета" и "средняя фактическая цена отсечения в 2007-2009 годах, согласно финплану, составит $33 за баррель". Поэтому, по мнению Минфина, "резкое изменение валютных поступлений может приводить к скачкам обменного курса, инфляции и процентных ставок, доминирующей роли краткосрочных спекулятивных инвестиций и отсутствию условий для стабильного экономического роста".
В целом Алексей Кудрин предлагает вместо фиксированной цены отсечения ввести в бюджетную практику "нефтегазовый трансферт", исчисляемый в процентах от ВВП, которым будет покрываться "ненефтегазовый дефицит" бюджета. При этом Минфин предлагает "не обязательно покрывать ненефтегазовый дефицит нефтегазовыми доходами", "он может финансироваться заимствованиями, поступлениями от приватизации, продажи госзапасов и другими источниками".
По подсчетам Минфина, ненефтегазовый дефицит в 2006 году составляет 5,5% ВВП, а в 2007-м – 4,8% ВВП, а равнозначный нефтегазовый трансферт он называет "чрезмерным". В документе предлагается ограничить этот трансферт "4% ВВП с последующим переходом к его сокращению до 3% ВВП". По другому варианту – сразу "закрепить объем нефтегазового трансферта на уровне 3% ВВП". Если бы этот механизм уже применялся, при закреплении величины нефтегазового трансферта в размере 4% ВВП в условиях 2006 года расходы федерального бюджета должны были быть сокращены на 408,3 млрд руб., при 3% ВВП – на 680,5 млрд руб. Алексей Кудрин уверен, что подобный механизм "эквивалентен уменьшению фактической цены отсечения с $37 за баррель до $28".
Фактически "Методология..." является политическим предложением Минфина правительству, ее реализация возможна лишь в случае изменения отношения власти к сырьевому экспорту. Скорее всего, Алексей Кудрин рассчитывает на то, чтобы документ обсуждался в этом ключе, техническое его исполнение невозможно без принятия политических решений.
Просмотров 444
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

05.01.2011
Бургун Сергей Анатольевич

22.07.2020 Магомедова Аминат Магомедовна

Спасибо вам добрый ЧЕЛОВЕК

22.07.2020
На месте разлива топлива в Норильске завершен сбор водно-топливной смеси

22.07.2020 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 60

А сколько фактически из 21163 тонны нефтепродуктов собрано? Вторая часть вопроса сколько "ушло" в океан?

27.06.2018
Новым генеральным директором АО "Стройтранснефтегаз" стал Иван Сибирев

11.07.2020 Смирнов Валерий ВладимировичТа

Так держать,Иван!

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

Индекс цитирования