Минфин очистит деньги от нефти
"Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России" будет внесена в правительство Минфином сегодня; Ъ удалось ознакомиться с проектом одновременно с премьер-министром Михаилом Фрадковым, получившим документ вчера. Глава Минфина Алексей Кудрин предлагает премьеру "поручить Минфину, МЭРТу с участием Банка России внести согласованные предложения по возможному ее использованию в практике бюджетного планирования".
Суть предложений Минфина сводится к использованию "раздельного учета нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов". Алексей Кудрин предлагает вести управление этими доходами в особом режиме: изымать из экономики в отдельный фонд с особым порядком администрирования его расходов или по крайней мере учитывать их отдельно.
По одному из вариантов Минфин собирается использовать уже существующий механизм стабфонда, но при этом отказаться от фиксированной цены отсечения. В составе стабфонда предлагается выделить резервную часть и фонд будущих поколений. По другому варианту предлагается создание нового "нефтегазового фонда, в который направлялись бы все нефтегазовые доходы". То есть стабфонд, в котором сегодня накоплено более 2 трлн руб. только от двух конъюнктурных источников, НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, составит основу нефтегазового фонда, и только после этого конъюнктурные доходы можно будет тратить.
К нефтегазовым доходам Алексей Кудрин относит "налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов, полученных от реализации нефтегазовой продукции". Также в эту категорию попадут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Для вычленения доходов от экспорта газа, которые в Минфине рассматривают в том же ключе, что и нефтяные, предлагается восстановить и акциз на природный газ, отмененный в 2004 году. К нефтегазовым доходам предлагается отнести часть зачисляемого в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, природный газ и газовый конденсат. Туда же должны попасть и вывозные пошлины от экспорта газа и нефтепродуктов.
Наконец, нефтегазовыми доходами предлагается считать и "доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, поступающих от предприятий, осуществляющих добычу углеводородного сырья и производство нефтепродуктов, и доходы от деятельности СП 'Вьетсовпетро'". В документе отмечается, что "прочие доходы от нефтегазовой сферы, такие как НДС, налог на доходы физических лиц, социальные отчисления, предлагается не учитывать в составе нефтегазовых доходов". В Минфине подсчитали, что в 2006 году нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3,119 трлн руб. В 2007 году эти доходы сократятся до 3,195 трлн руб., а в 2009-м – до 2,457 трлн руб.
Сегодня механизм бюджетного распределения сырьевых доходов таков, что они регулируются только ценой отсечения для стабфонда, зафиксированной на уровне $27 за баррель. Согласно документу Минфина, она "не является определяющей для формирования расходов бюджета" и "средняя фактическая цена отсечения в 2007-2009 годах, согласно финплану, составит $33 за баррель". Поэтому, по мнению Минфина, "резкое изменение валютных поступлений может приводить к скачкам обменного курса, инфляции и процентных ставок, доминирующей роли краткосрочных спекулятивных инвестиций и отсутствию условий для стабильного экономического роста".
В целом Алексей Кудрин предлагает вместо фиксированной цены отсечения ввести в бюджетную практику "нефтегазовый трансферт", исчисляемый в процентах от ВВП, которым будет покрываться "ненефтегазовый дефицит" бюджета. При этом Минфин предлагает "не обязательно покрывать ненефтегазовый дефицит нефтегазовыми доходами", "он может финансироваться заимствованиями, поступлениями от приватизации, продажи госзапасов и другими источниками".
По подсчетам Минфина, ненефтегазовый дефицит в 2006 году составляет 5,5% ВВП, а в 2007-м – 4,8% ВВП, а равнозначный нефтегазовый трансферт он называет "чрезмерным". В документе предлагается ограничить этот трансферт "4% ВВП с последующим переходом к его сокращению до 3% ВВП". По другому варианту – сразу "закрепить объем нефтегазового трансферта на уровне 3% ВВП". Если бы этот механизм уже применялся, при закреплении величины нефтегазового трансферта в размере 4% ВВП в условиях 2006 года расходы федерального бюджета должны были быть сокращены на 408,3 млрд руб., при 3% ВВП – на 680,5 млрд руб. Алексей Кудрин уверен, что подобный механизм "эквивалентен уменьшению фактической цены отсечения с $37 за баррель до $28".
Фактически "Методология..." является политическим предложением Минфина правительству, ее реализация возможна лишь в случае изменения отношения власти к сырьевому экспорту. Скорее всего, Алексей Кудрин рассчитывает на то, чтобы документ обсуждался в этом ключе, техническое его исполнение невозможно без принятия политических решений.
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.
29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль
Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.
23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России
Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив



Коммерсант-Ъ