Минфин очистит деньги от нефти
"Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России" будет внесена в правительство Минфином сегодня; Ъ удалось ознакомиться с проектом одновременно с премьер-министром Михаилом Фрадковым, получившим документ вчера. Глава Минфина Алексей Кудрин предлагает премьеру "поручить Минфину, МЭРТу с участием Банка России внести согласованные предложения по возможному ее использованию в практике бюджетного планирования".
Суть предложений Минфина сводится к использованию "раздельного учета нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов". Алексей Кудрин предлагает вести управление этими доходами в особом режиме: изымать из экономики в отдельный фонд с особым порядком администрирования его расходов или по крайней мере учитывать их отдельно.
По одному из вариантов Минфин собирается использовать уже существующий механизм стабфонда, но при этом отказаться от фиксированной цены отсечения. В составе стабфонда предлагается выделить резервную часть и фонд будущих поколений. По другому варианту предлагается создание нового "нефтегазового фонда, в который направлялись бы все нефтегазовые доходы". То есть стабфонд, в котором сегодня накоплено более 2 трлн руб. только от двух конъюнктурных источников, НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, составит основу нефтегазового фонда, и только после этого конъюнктурные доходы можно будет тратить.
К нефтегазовым доходам Алексей Кудрин относит "налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов, полученных от реализации нефтегазовой продукции". Также в эту категорию попадут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Для вычленения доходов от экспорта газа, которые в Минфине рассматривают в том же ключе, что и нефтяные, предлагается восстановить и акциз на природный газ, отмененный в 2004 году. К нефтегазовым доходам предлагается отнести часть зачисляемого в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, природный газ и газовый конденсат. Туда же должны попасть и вывозные пошлины от экспорта газа и нефтепродуктов.
Наконец, нефтегазовыми доходами предлагается считать и "доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, поступающих от предприятий, осуществляющих добычу углеводородного сырья и производство нефтепродуктов, и доходы от деятельности СП 'Вьетсовпетро'". В документе отмечается, что "прочие доходы от нефтегазовой сферы, такие как НДС, налог на доходы физических лиц, социальные отчисления, предлагается не учитывать в составе нефтегазовых доходов". В Минфине подсчитали, что в 2006 году нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3,119 трлн руб. В 2007 году эти доходы сократятся до 3,195 трлн руб., а в 2009-м – до 2,457 трлн руб.
Сегодня механизм бюджетного распределения сырьевых доходов таков, что они регулируются только ценой отсечения для стабфонда, зафиксированной на уровне $27 за баррель. Согласно документу Минфина, она "не является определяющей для формирования расходов бюджета" и "средняя фактическая цена отсечения в 2007-2009 годах, согласно финплану, составит $33 за баррель". Поэтому, по мнению Минфина, "резкое изменение валютных поступлений может приводить к скачкам обменного курса, инфляции и процентных ставок, доминирующей роли краткосрочных спекулятивных инвестиций и отсутствию условий для стабильного экономического роста".
В целом Алексей Кудрин предлагает вместо фиксированной цены отсечения ввести в бюджетную практику "нефтегазовый трансферт", исчисляемый в процентах от ВВП, которым будет покрываться "ненефтегазовый дефицит" бюджета. При этом Минфин предлагает "не обязательно покрывать ненефтегазовый дефицит нефтегазовыми доходами", "он может финансироваться заимствованиями, поступлениями от приватизации, продажи госзапасов и другими источниками".
По подсчетам Минфина, ненефтегазовый дефицит в 2006 году составляет 5,5% ВВП, а в 2007-м – 4,8% ВВП, а равнозначный нефтегазовый трансферт он называет "чрезмерным". В документе предлагается ограничить этот трансферт "4% ВВП с последующим переходом к его сокращению до 3% ВВП". По другому варианту – сразу "закрепить объем нефтегазового трансферта на уровне 3% ВВП". Если бы этот механизм уже применялся, при закреплении величины нефтегазового трансферта в размере 4% ВВП в условиях 2006 года расходы федерального бюджета должны были быть сокращены на 408,3 млрд руб., при 3% ВВП – на 680,5 млрд руб. Алексей Кудрин уверен, что подобный механизм "эквивалентен уменьшению фактической цены отсечения с $37 за баррель до $28".
Фактически "Методология..." является политическим предложением Минфина правительству, ее реализация возможна лишь в случае изменения отношения власти к сырьевому экспорту. Скорее всего, Алексей Кудрин рассчитывает на то, чтобы документ обсуждался в этом ключе, техническое его исполнение невозможно без принятия политических решений.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык