$90.02 -0.09%
$ 94.09 -0.23
€ 100.53 +0.25
               

Авиаперевозчики смогут выбирать, у кого покупать керосин

RBCdaily
28 марта 2006/ 09:11
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена лишить топливно-заправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах дополнительного источника доходов. Вчера ведомство рекомендовало ТЗК не навязывать свои услуги перевозчикам и позволять хранить у себя топливо, купленное у альтернативных поставщиков. Ранее ТЗК вынуждали операторов закупать у себя топливо по более высокой цене и отказывались хранить «чужой» авиакеросин. Аналитики считают, что решение ФАС снизит цены на авиатопливо уже в ближайшем будущем.
Объем продаж авиационного керосина в России в 2005 г. составил около 67,23 тыс. тонн. Основные игроки на российском рынке авиатоплива – «ЛУКОЙЛ» (24% объема поставок), ЮКОС (17%), ТНК-ВР (14%), «Сургутнефтегаз» (13%), «Сибнефть» (11%). В настоящее время стоимость одной тонны топлива у производителей составляет около 16 тыс. руб. Большую часть керосина компании продают ТЗК аэропортов – единственным официальным продавцам. По оценкам аналитиков, сегодняшние цены в России на авиационное топливо существенно выше западных – 1,8 долл. за галлон (около 13,7 тыс. руб. за тонну). Эксперты считают, что по этой причине рентабельность многих региональных авиакомпаний приближается к нулевой.
Во всем мире ТЗК аэропортов выполняют сервисные функции. «Основной источник доходов этих компаний – плата за хранение топлива и услуги заправки», – сказал RBC daily генеральный директор торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский. В России же большая часть ТЗК продает авиакеросин. Такова ситуация, например, в московских аэропортах Внуково и Шереметьево. «Сейчас в аэропорту работают ТЗК, принадлежащие ТОАП и «Сургутнефтегазу», а также собственный комплекс, большей конкуренции аэропорту не надо», – объяснил RBC daily первый заместитель генерального директора аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев. Учредителем ТЗК в Шереметьево является «Аэрофлот», который диктует условия и цены на продажу авиационного топлива для других авиакомпаниий. Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Даненберг отказалась от комментариев, сославшись на то, что эту проблему должен решать сам аэропорт и его ТЗК. По мнению экспертов и представителей авиакомпаний, наиболее либеральный аэропорт – Домодедово, там авиаперевозчикам разрешают хранить топливо, купленное у альтернативных поставщиков.
По данным исследовательской группы «Петромаркет», ТЗК прибавляют к цене топлива 20%. Покупать напрямую у производителей, разумеется, выгоднее: тонна керосина, купленная непосредственно у «ЛУКОЙЛа», стоит 17,6–17,8 тыс. руб.», – говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Завышенную цену на топливо ТЗК пытаются маскировать снижением стоимости других услуг. Как рассказал RBC daily топ-менеджер ТЗК одного из региональных аэропортов, пожелавший остаться неназванным, высокая стоимость авиационного топлива компенсируется низкими ценами на хранение и заправку.
Базовые перевозчики вообще не платят за хранение топлива. «Обычно такая ситуация наблюдается в регионах, где авиакомпании обслуживают органы власти, предоставляя бесплатные билеты для реализации различных социальных программ. За это аэропорты не берут с них деньги за хранение топлива», – говорит собеседник. Недополученную прибыль от бесплатного хранения ТЗК раскидывают по всем остальным операторам. «Преференции для собственных авиакомпаний – обычное дело во всех аэропортах мира, все зависит от договоренностей между аэропортом и авиакомпанией», – отмечает Виталий Ванцев. В частности, Внуково снижает цену авиакомпаниям UTair и «Атлант-Союз». «Базовая компания приносит основные доходы аэропорту, поэтому даже пользуется льготами по взлету и посадке», – отмечает Ирина Даненберг. «Дело даже не в преференциях, а в стратегическом партнерстве», – говорит коммерческий директор авиакомпании «Атлант-Союз» Вячеслав Илюшин.
Сегодня только 10% аэропортов России позволяют авиакомпаниям или операторам выбирать, где покупать топливо. В итоге, рентабельность многих региональных авиакомпаний приблизилась к нулю. Это вынудило несколько авиакомпаний из Приморья и Краснодарского края пожаловаться на ТЗК в антимонопольную службу. В пресс-релизе ведомства сообщается, что сейчас идет проверка деятельности ТЗК на соответствие антимонопольному законодательству. Однако уже вчера, не дожидаясь результатов расследования, служба рекомендовала аэропортам продавать топливо всем на равных условиях, а также разрешать хранить топливо вне зависимости от его происхождения, если это позволяют технические возможности.
Решение ФАС разрушит монополию не только аэропортов, но и самих нефтяных компаний. По мнению аналитиков, теперь на рынке, возможно, впервые появится конкуренция, если, конечно, ТЗК сумеют найти у себя свободное место для хранения чужого топлива. Правда, как сообщили в пресс-службе ФАС, ведомство будет проверять наличие или отсутствие пустых баков. «Теперь цены на авиатопливо опустятся, сегодня они и так уже выше мировых», – радуется аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ростислав Мусиенко. С ним соглашается аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, который не исключает, что в течение двух–трех месяцев цены упадут на 10-15%.
Сами нефтяники отказались от официальных комментариев. Как сообщил RBC daily представитель одной из компаний, попросивший об анонимности, либерализация рынка авиатоплива не выгодна ни ТЗК, ни производителям. Он пояснил, что каждый ТЗК принадлежит либо самой нефтяной компании, либо структуре аэропорта, во втором случае ТЗК делится с партнером прибылью. Однако авиаперевозчики настаивают на дальнейшем ужесточении мер. По мнению Вячеслава Илюшина, цену на топливо вообще должно устанавливать государство. «Так поступают в Азербайджане, Иране, Туркменистане. Например, тонна керосина в Иране стоит 90 долл.», – резюмирует он.
Просмотров 1301
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^