$112.55 +0.45%
$ 58.89 -3.51
€ 60.9 -4.04

Нефтяники пошли на бензиновый шантаж

RBCdaily
27 марта 2006/ 09:27
Нефтяники пошли на крайние меры, чтобы стимулировать скорейшую отмену пошлин на ввоз импортного оборудования для НПЗ (это снизит стоимость модернизации заводов на 20%) и акцизов на нефтепродукты. Вчера председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что к 2010 г. Россию ждет дефицит отечественного высокооктанового бензина. К 2015 г. размер дефицита достигнет 8 млн тонн, а так как устаревшие российские НПЗ не поспеют за спросом, на рынок хлынет импортный бензин. По мнению экспертов, угроза дефицита – это не более чем PR-акция. Только за последние три года производство бензина марок А-92, А-95 и А-98 на 20% превысило производство низкооктанового топлива.
Переработкой жидких углеводородов в России занимаются 27 крупных НПЗ, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн тонн сырья. Также за последние полтора года было анонсировано несколько проектов строительства новых НПЗ в Тверской, Новосибирской, Псковской и Калининградской областях, а также в Ставропольском крае, на Чукотке и Коми.
Первым разговоры о грядущем дефиците бензина завел «ЛУКОЙЛ» – пионер в производстве высокооктанового топлива по стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Вице-президент компании Леонид Федун заявил, что к 2010 г. резко увеличится парк автомобилей с нынешних 20 млн до 32,5 млн штук. При этом существенную часть парка составят капризные иномарки, требующие топлива европейского качества с низким содержанием серы и свинца. Между тем устаревшие отечественные НПЗ не смогут обеспечить нужные объемы качественного бензина. По данным «ЛУКОЙЛа», в последние три года растет потребление бензина 92-й и 95-й марок, в то время как 60% продукции российских НПЗ до сих пор составляет дизельное топливо и мазут. Чтобы обеспечить спрос будущего, необходима дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающей отрасли – по 1,5 млрд долл. на каждый НПЗ. Однако такие траты могут себе позволить только частные компании, считает Леонид Федун, в итоге дефицит высокооктанового топлива неминуем.
Вчера эту тему развил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Он уточнил, что дефицит бензина появится уже в 2010 г., а в 2015 г. его объем составит 8 млн тонн при объеме производства в 38 млн тонн. Парламентарий считает, что на рынок хлынет импортный бензин. «Мы не планируем ставить барьеры импортному топливу. Но если отечественные производители не справятся с проблемой – это наш стыд и позор!», – заключил Валерий Язев. По данным комитета по энергетике, транспорту и связи, «стыд и позор» неминуемы. Чтобы избежать дефицита, к 2012 г. в модернизацию заводов необходимо вложить 15-30 млрд долл., а компании готовы потратить только 4 млрд долл.
Ситуацию усугубляет изменение требований к качеству бензина. Согласно специальному техническому регламенту о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом, с апреля 2006 г. на бензин вводится норматив «Евро-2», с 2008 г. – «Евро-3», с 2010 г. – «Евро-4». Нефтяники считают, что проблема может быть решена двумя способами: окончательной, а не временной отменой пошлины на ввоз оборудования для НПЗ в размере 5-10% (это позволит снизить стоимость модернизации на 20%) и снижением акциза на нефтепродукты.
Аналитиков прогнозы депутатов удивили. Как сообщила RBC daily старший эксперт-аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева, текущая ситуация на рынке противоположна картине, нарисованной г-ном Язевым. «Мы проводили расчеты выпуска нефтепродуктов компаниями на ближайшие 5-10 лет, у большинства заводов есть планы по модернизации к 2010 г., часть из них будет осуществлена к концу 2006 г.», – говорит она. Эти данные подтверждают и сами компании. «К концу 2006 г. модернизация наших НПЗ будет закончена», – заявил RBC daily пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. В частности, только в модернизацию Туапсинского и Комсомольского НПЗ «Роснефть» вложит 1,4 млрд долл.
Специалисты считают, что в таких условиях о дефиците бензина речи быть не может. «Мы сделали два вида прогноза – осторожный и оптимистичный, по обеим версиям дефицита бензина не будет. Осторожный вариант предполагает лишь отсутствие объемов для экспорта», – поясняет Александра Зубачева. Кроме того, у Госдумы неверные сведения об объемах производства топлива. По данным «Петромаркета», уже сейчас российские НПЗ производят 32 млн тонн бензина, прогноз на 2006 г. – не менее 33 млн тонн. С Александрой Зубаревой соглашается начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин, который говорит, что за последние три года объемы производства высокооктанового топлива стремительно растут. «В 2002 г. НПЗ произвели 14,3 млн тонн бензина марки А-92 и 14,7 млн тонн марки А-76, а уже в 2005 г. 70% производства приходилось на высокооктановый бензин», – сказал он RBC daily. В качестве примера Шеин приводит Рязанский НПЗ, который в декабре 2005 г. выпустил 45,2 тыс. тонн бензина марки А-95; 91,5 тыс. марки А-92 и лишь 115 тыс. тонн низкооктанового А-80.
По данным ЦИК ННР «Кортес», у НПЗ нет проблем и с нехваткой мощностей. Сейчас заводы загружены в среднем на 75%. У Александры Зубачевой также вызывает сомнение необходимость использования топлива европейского качества. «Если в иномарку последней модели залить бензин с повышенным содержанием серы, из строя выйдет экологический фильтр. Сложно прогнозировать, что решит владелец, который столкнется с этой проблемой – переделать машину под отечественное топливо или остаться потребителем евробензина», – иронизирует она. С ней соглашается исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, который добавляет, что иностранные производители могут снять машину с гарантии, если водитель использует топливо, не соответствующее евростандартам. По мнению аналитика ИК «Финам» Тимура Хайрулина, заявления Госдумы – PR-акция, целью которой является отмена пошлины на импорт оборудования для НПЗ и снижение акцизов на нефтепродукты.
Просмотров 742
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^