Нефтяники пошли на бензиновый шантаж
Переработкой жидких углеводородов в России занимаются 27 крупных НПЗ, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн тонн сырья. Также за последние полтора года было анонсировано несколько проектов строительства новых НПЗ в Тверской, Новосибирской, Псковской и Калининградской областях, а также в Ставропольском крае, на Чукотке и Коми.
Первым разговоры о грядущем дефиците бензина завел «ЛУКОЙЛ» – пионер в производстве высокооктанового топлива по стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Вице-президент компании Леонид Федун заявил, что к 2010 г. резко увеличится парк автомобилей с нынешних 20 млн до 32,5 млн штук. При этом существенную часть парка составят капризные иномарки, требующие топлива европейского качества с низким содержанием серы и свинца. Между тем устаревшие отечественные НПЗ не смогут обеспечить нужные объемы качественного бензина. По данным «ЛУКОЙЛа», в последние три года растет потребление бензина 92-й и 95-й марок, в то время как 60% продукции российских НПЗ до сих пор составляет дизельное топливо и мазут. Чтобы обеспечить спрос будущего, необходима дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающей отрасли – по 1,5 млрд долл. на каждый НПЗ. Однако такие траты могут себе позволить только частные компании, считает Леонид Федун, в итоге дефицит высокооктанового топлива неминуем.
Вчера эту тему развил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Он уточнил, что дефицит бензина появится уже в 2010 г., а в 2015 г. его объем составит 8 млн тонн при объеме производства в 38 млн тонн. Парламентарий считает, что на рынок хлынет импортный бензин. «Мы не планируем ставить барьеры импортному топливу. Но если отечественные производители не справятся с проблемой – это наш стыд и позор!», – заключил Валерий Язев. По данным комитета по энергетике, транспорту и связи, «стыд и позор» неминуемы. Чтобы избежать дефицита, к 2012 г. в модернизацию заводов необходимо вложить 15-30 млрд долл., а компании готовы потратить только 4 млрд долл.
Ситуацию усугубляет изменение требований к качеству бензина. Согласно специальному техническому регламенту о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом, с апреля 2006 г. на бензин вводится норматив «Евро-2», с 2008 г. – «Евро-3», с 2010 г. – «Евро-4». Нефтяники считают, что проблема может быть решена двумя способами: окончательной, а не временной отменой пошлины на ввоз оборудования для НПЗ в размере 5-10% (это позволит снизить стоимость модернизации на 20%) и снижением акциза на нефтепродукты.
Аналитиков прогнозы депутатов удивили. Как сообщила RBC daily старший эксперт-аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева, текущая ситуация на рынке противоположна картине, нарисованной г-ном Язевым. «Мы проводили расчеты выпуска нефтепродуктов компаниями на ближайшие 5-10 лет, у большинства заводов есть планы по модернизации к 2010 г., часть из них будет осуществлена к концу 2006 г.», – говорит она. Эти данные подтверждают и сами компании. «К концу 2006 г. модернизация наших НПЗ будет закончена», – заявил RBC daily пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. В частности, только в модернизацию Туапсинского и Комсомольского НПЗ «Роснефть» вложит 1,4 млрд долл.
Специалисты считают, что в таких условиях о дефиците бензина речи быть не может. «Мы сделали два вида прогноза – осторожный и оптимистичный, по обеим версиям дефицита бензина не будет. Осторожный вариант предполагает лишь отсутствие объемов для экспорта», – поясняет Александра Зубачева. Кроме того, у Госдумы неверные сведения об объемах производства топлива. По данным «Петромаркета», уже сейчас российские НПЗ производят 32 млн тонн бензина, прогноз на 2006 г. – не менее 33 млн тонн. С Александрой Зубаревой соглашается начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин, который говорит, что за последние три года объемы производства высокооктанового топлива стремительно растут. «В 2002 г. НПЗ произвели 14,3 млн тонн бензина марки А-92 и 14,7 млн тонн марки А-76, а уже в 2005 г. 70% производства приходилось на высокооктановый бензин», – сказал он RBC daily. В качестве примера Шеин приводит Рязанский НПЗ, который в декабре 2005 г. выпустил 45,2 тыс. тонн бензина марки А-95; 91,5 тыс. марки А-92 и лишь 115 тыс. тонн низкооктанового А-80.
По данным ЦИК ННР «Кортес», у НПЗ нет проблем и с нехваткой мощностей. Сейчас заводы загружены в среднем на 75%. У Александры Зубачевой также вызывает сомнение необходимость использования топлива европейского качества. «Если в иномарку последней модели залить бензин с повышенным содержанием серы, из строя выйдет экологический фильтр. Сложно прогнозировать, что решит владелец, который столкнется с этой проблемой – переделать машину под отечественное топливо или остаться потребителем евробензина», – иронизирует она. С ней соглашается исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, который добавляет, что иностранные производители могут снять машину с гарантии, если водитель использует топливо, не соответствующее евростандартам. По мнению аналитика ИК «Финам» Тимура Хайрулина, заявления Госдумы – PR-акция, целью которой является отмена пошлины на импорт оборудования для НПЗ и снижение акцизов на нефтепродукты.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю