Газпром переоценивает Ямал
Запасы ямальских месторождений способны поддержать постоянный уровень добычи «Газпрома» в период с 2015 по 2030 гг. На Ямале открыто 26 месторождений, разведанные запасы которых составляют 10,4 трлн куб. м газа, 228,3 млн тонн конденсата, 291,8 млн тонн нефти. «Газпрому» принадлежат лицензии на Бованенковское, Харасавэйское и Новопортовское месторождения с запасами 5,8 трлн куб. м природного газа, 100 млн тонн конденсата и 227 млн тонн нефти. НК «Роснефть-Пурнефтегаз» принадлежат лицензии на разработку Комсомольского, Барсуковского, Западно-Пурпейского, части Южно-Тарасовского и Тарасовского месторождений. Потенциальные объемы добычи природного газа на указанных месторождениях оцениваются в 178 млрд куб. м в год, жидких углеводородов – от 7 до 9 млн тонн в год. Общая стоимость разработки месторождений Ямала оценивается в 80 млрд долл.
Основная проблема в освоении Ямала – полное отсутствие инфраструктуры, что ставит под угрозу реализацию программы разработки месторождений региона. Единственная строительная компания – «Ямалтрансстрой» более 20 лет строит железнодорожную линию «Обская – Бованенково», за все эти годы построено всего 268 км за 1 млрд долл. Между тем, чтобы наладить доставку оборудования на Ямал, необходимо отремонтировать уже отстроенные пути и построить еще 280 км путей до поселка Бованенково, рядом с которым располагается одноименное месторождение. Второй возможный вариант – аэродоставка. Однако аэропорта для приема грузовых самолетов на Ямале нет, перевозку можно осуществлять только вертолетами. По данным авиакомпании UTair, полетный час Ми-8 стоит в среднем около 25 тыс. руб. без учета НДС, горюче-смазочных материалов и аэропортовых расходов. Для морских перевозок необходимо вынести причальную эстакаду в Карском море на 25 км, построить в Харасавэе – ближайшем порту – грузовой терминал, а затем везти груз до Бованенкова еще 120 км.
Поэтому пока единственный доступный вид сообщения на полуострове – временные зимники, которые используются весь рабочий сезон, с декабря до середины апреля. Более того, это самый дешевый способ сообщения: прокладка трассы в 120 км оценивается в 135 млн руб. Строительством зимников занимается ЗАО «Трест «Ямалстройгаздобыча» – давний подрядчик «Надымгазпрома», ямальской «дочки» газового монополиста. В 2005 г. у «Ямалстройгаздобычи» появился новый субподрядчик – тандем ЗАО «СпецАрктикМаш» и НПИФ «Новые технологии». Альянс предложил технологию укладки, позволяющую строить зимник в сокращенные сроки, в результате чего сезон грузоперевозок увеличивается на 1-1,5 месяца, а скорость перевозки возрастает в среднем до 36 км/ч вместо прежних 10-12 км/ч. «В итоге объем транспортировки возрастет в 2-3 раза», - говорит генеральный директор «СпецАрктикМаш» Фарид Юнусов.
Однако, как сообщил RBC daily генеральный директор «Новых технологий» Дмитрий Устюгов, «Газпром» пока не стремится подписать контракт с новаторами на грядущий сезон. Больше того, проект попал под негласное вето «Надымгазпрома». «Деловые встречи отменяются, на звонки не отвечают, согласования и платежи заморожены, перспективы на сезон и следующий год не обсуждаются», – рассказывает RBC daily генеральный директор «СпецАрктикМаша» Фарид Юнусов. По версии аналитиков, отсутствие интереса со стороны «Газпрома» обусловлено именно возможностью увеличения объемов грузоперевозок. «Возможно, перевозками занимаются близкие к «Газпрому» структуры, которые в итоге потеряют прибыль, – рассуждает аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков. – Если объемы перевозок грузов вырастут, упадет стоимость перевозок газа, и правительство потребует скорректировать цены на газ».
Генеральный директор «Надымгазпрома» Виктор Кононов от комментариев отказался. Как сообщили в управлении капитального строительства «Надымгазпрома», вопросы контрактов на этот сезон пока не обсуждаются из-за отсутствия финансирования. Однако центральный офис «Газпрома» уже утвердил бюджет на 2006 год: 40% от 310,1 млрд руб. инвестиционной программы будет направлено на освоение газовых месторождений. Между тем, как сообщил RBC daily заместитель начальника управления по капитальному строительству «Надымгазпрома» по развитию Ямала Игорь Колчанов, к 2010 году на Ямале необходимо построить еще порядка 900 км зимников, в частности, дорогу до Новопортовского месторождения, до разъезда Храловый (где сейчас заканчивается железная дорога) и вдольшлейфовый проезд вдоль трубы будущего газопровода. По информации «СпецАрктикМаш», от идеи строить вдоль газопровода железную дорогу «Газпром» отказался.
Опрошенные RBC daily эксперты считают, что стоимость освоения месторождений Ямала, действительно, завышена. По словам президента Российского Союза нефтегазостроителей Юрия Баталина, цену реализации можно снизить не только за счет применения новых методов строительства дорог, но и используя так называемый комплектно-блочный метод непосредственно на месторождениях. «Обустройство Ямбургского месторождения осуществлено всего за пять лет с помощью крупных технологических блоков на плавучем основании массой до 400 тонн, изготовленных на тюменских предприятиях и доставленных на месторождение водой, а затем по зимнику. Для обустройства месторождения потребовалось всего 252 таких блока. Безусловно, и при освоении ямальских месторождений следует ориентироваться на комплектно-блочный метод», – поясняет Юрий Баталин. А по мнению начальника аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александра Разуваева, можно также отказаться от варианта прокладки магистральных газопроводов от Бованенковского месторождения по территории полуострова с переходом через Байдарацкую губу.
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю